РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Как генеративный дизайн меняет промышленное производство

Производство Дизайн Статьи РБК
О том, что такое генеративный дизайн и как он меняет производство, рассказал Алексей Пажильцев, руководитель направления САПР (систем автоматизированного проектирования) компании «Системный софт»
Фото:Rob Wingate / Unsplash
Фото: Rob Wingate / Unsplash

Словосочетание «искусственный интеллект в производстве» до сих пор воспринимается многими российскими предприятиями как далекое будущее: огромные инвестиции сегодня, непонятный «выхлоп» в будущем. Очень часто именно так и есть. Например, чтобы оснастить конвейеры роботами, использующими элементы ИИ, нужны сотни миллионов рублей — причем не только на оборудование и программное обеспечение, но и на перестройку процессов, обучение сотрудников, подготовку помещений и так далее.

Однако на одном из этапов производства есть инструмент на базе искусственного интеллекта, который не требует огромных вложений, но позволяет существенно увеличить эффективность производства и получить возврат инвестиций относительно быстро. Имя ему — генеративный дизайн.

Генеративный дизайн — первый этап «индустрии 4.0»

Чтобы объяснить суть генеративного дизайна, стоит сначала бегло рассказать о том, как вообще меняется производство всех физических предметов: от смартфонов до поездов. Раньше традиционный жизненный цикл любого сложного продукта состоял из шести основных стадий:

  1. Создание концепции.
  2. Проектирование объекта.
  3. Создание прототипа.
  4. Тестирование, увеличивающее стоимость производства и время выхода на рынок.
  5. Продажа произведенного продукта.
  6. Обслуживание продукта и своевременный вывод его из эксплуатации (например, утилизация).

В результате получался товар — физический продукт, у которого была своя себестоимость и маржа, из которых и складывалась цена.

Однако бизнес понял, что любой товар гораздо выгоднее продавать как сервис: покупатель получает предсказуемые (и только операционные) расходы, а продавец — возможность получить гораздо большую сумму за время эксплуатации изделия. Именно поэтому сейчас многие машины, техника и даже поезда продаются только как сервис, с поминутной тарификацией за время использования.