Как убедить иностранных инвесторов купить российские «зеленые» облигации
В сентябре 2019 года Россия ратифицировала Парижское соглашение по климату и, таким образом, присоединилась к международным договоренностям о сокращении выбросов углекислого газа в атмосферу. Сокращения выбросов можно достичь и через модернизацию промышленных мощностей. В связи с этим подписание Россией соглашения тесно связано с реализацией национального проекта «Экология». Около 60% расходов по нему приходится на федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий», на который до 2024 года планируется привлечь 2,4 трлн руб. внебюджетных средств. Одним из важнейших каналов привлечения столь значительных сумм могут стать «зеленые» облигации.
Пока что ученые дискутируют о том, можно ли классифицировать «зеленые» облигации как качественно новый класс активов. Ключевой вопрос — есть ли у таких бумаг так называемая «зеленая» премия, то есть рисковая надбавка к доходности «зеленых» облигаций по сравнению с аналогичными «незелеными» облигациями.
С одной стороны, российский бизнес уделяет все больше внимания экологической ответственности, с другой — существует недоверие к рынку из-за недобросовестных практик некоторых эмитентов, которые выпускают «зеленые» облигации для финансирования проектов с сомнительными экологическими выгодами и/или слабой степенью прозрачности при расходовании средств. Речь идет о так называемом гринвошинге (от англ. greenwashing — псевдоэкологическая ответственность, «зеленый» пиар).
Дискуссия о сущности «зеленых» бумаг продолжается, но сам рынок растет по экспоненте.