Как имидж безумца помогает главе Softbank в конкурентной борьбе
Примерно раз в шесть недель SoftBank Vision Fund, крупнейший инвестор в стартапы Кремниевой долины, устраивает многочасовую конференцию, на которой 75 человек с трех континентов обсуждают вверенные им проекты. Масаеси Сон, японский миллиардер и основатель компании SoftBank Group, которой принадлежит фонд, обычно присоединяется к конференции из Токио. Маса (именно так все называют Сона) бывает очаровательным и нарочито дружелюбным во время таких телефонных звонков, рассказывают три человека, часто участвующих в телефонных конференциях. Случается и такое, что он разъярен и требует предоставить какие-то новые, причем максимально детальные, отчеты. Иногда настроение Сона может меняться по нескольку раз за одну конференцию. И никто не может угадать, как именно он себя поведет.
Во время одной из таких конференций в 2018 году управляющий партнер Vision Fund Кентаро Мацуи использовал графики, чтобы проиллюстрировать стабильное, пусть и медленное, развитие китайского стартапа в области грузоперевозок Full Truck Alliance. Сон перешел в «яростный режим» и начал критиковать Мацуи за чрезмерную консервативность, он также требовал ускорить прогнозы по росту прибыли и рыночной капитализации. «Ведешь себя, как какой-то там банкир», — набросился он на Мацуи, который в прошлом действительно работал банкиром. Остальные участники в этот момент напряглись. Все выглядело так, как будто Сон требовал от Мацуи кардинально изменить стратегию развития стартапа, а ведь это потенциально опасная затея. «Если ты сам не изменишься, я найду способ заменить тебя», — подытожил Сон.
В этом весь Сон — какую бы стратегию он ни выбрал, он всегда придерживается позиции «играйте по-крупному или просто проваливайте». Такой подход стал отличительной особенностью Vision Fund в тот момент, когда компания обосновалась в Кремниевой долине три года назад. Фонд действует так: выбирает стартап, в который планирует инвестировать, требует от владельцев агрессивной экспансии и получает прибыль от раздутой рыночной стоимости стартапа. Казалось, что метод действительно работает — по крайней мере, так было до тех пор, пока специализирующийся на коворкингах стартап WeWork, ставший самой заметной инвестицией фонда, фактически не самоликвидировался.