РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Георгий Мегрелишвили

Как закон «О суверенном интернете» изменит рынок облачных услуг

Телеком IT Прогнозы РБК
То, что каждый год начинается с новых правил игры на ИТ-рынке, уже становится традицией для отрасли. Вот и под конец 2019 года, 1 ноября, в России вступил в силу так называемый закон «О суверенном интернете». Он уже в 2020 году изменит облачный рынок
Фото: Сергей Коньков / ТАСС
Фото: Сергей Коньков / ТАСС

Новый закон — новые опасения

В ноябре 2019 года в РФ вступил в силу так называемый закон «О суверенном интернете» — поправки в закон «О связи» и федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Согласно им Роскомнадзор сможет обеспечить «централизованное управление сетью связи общего пользования» в случае угроз стабильной работе российского сегмента Сети. Для этого телеком-операторы должны установить в точках обмена трафиком государственное оборудование, с помощью которого государство сможет управлять маршрутизацией трафика в случае возникновения угрозы. В соответствии с национальной программой «Цифровая экономика» реализация закона обойдется более чем в 30 млрд руб., из которых 20,8 млрд планируется направить на закупку оборудования.

Изменения в регулировании интернета не пройдут для облачного рынка бесследно, и последствия сложно оценить однозначно. Например, обоснованно считается, что на подъем этого рынка в России (а он продолжается уже не первый год) влияют растущая популярность технологий машинного обучения, big data и интернета вещей (IoT). Их внедрение все чаще связано с использованием частных, публичных или гибридных облаков. Менее заметно, что в 2018 году, «воюя» с Telegram, Роскомнадзор частично заблокировал облачные сервисы Amazon и Google, аналитикой и другими продуктами которых массово пользуется российский бизнес. Некоторые консалтинговые и маркетинговые компании просто-напросто потеряли возможность предоставлять клиентам отчеты — то есть, по сути, оказывать услуги в рамках заключенных договоров. Форс-мажор?

В попытке спасти бизнес такие компании стали переходить к российским провайдерам облачных сервисов, увеличивая спрос на их услуги. По оценке iKS Consulting, в 2018 году российский рынок облаков вырос на 25%, до 68,4 млрд руб., в том числе сегмент IaaS (инфраструктура как сервис: виртуальные дата-центры, хранилища данных, услуги по передаче, обработке и хранению данных) — на 33%, до 17,4 млрд руб. В августе iKS Consulting прогнозировала, что в 2019 году рынок облачных услуг вырастет еще на 25%, до 86 млрд руб. Итоги года аналитики пока не подвели.