РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

«Есть что-то волшебное, когда нет денег»: сооснователь Uber Каланик

Менеджмент Статьи РБК
О том, как иногда страсть к работе, напористость и агрессивность сначала приводят к успеху, а потом играют злую шутку, и о том, какие методы управления точно не доведут до добра — на примере сооснователя Uber Трэвиса Каланика
Фото:Jeff Chiu / AP
Фото: Jeff Chiu / AP

«РБК Pro» запустил серию статей о самых неординарных современных зарубежных и отечественных предпринимателях и топ-менеджерах и тех принципах управления бизнесом, людьми и собственной жизнью, которым они следуют.

Трэвис Каланик — американский предприниматель, соучредитель и бывший глава сервиса по заказу такси Uber. Создал компанию (вместе с Гарретом Кэмпом) в 2009 году, ушел с поста главы в 2017 году. Покинул совет директоров компании 31 декабря 2019 года.

Окончил Калифорнийский университет.

Репутация у Трэвиса Каланика неоднозначная. Про него говорят, что именно он изменил индустрию такси, учредив Uber. При этом он также известен своими выходками и неприемлемым стилем поведения. В 2017 году инвесторы обвинили его в том, что он втянул компанию в скандалы и подверг ее юридическим рискам. После этого Каланик подал в отставку. В 2019 году Forbes назвал его одним из неудачников года: предприниматель потерял $3,1 млрд в том числе из-за того, что акции Uber упали в цене более чем на 30% после неудачного IPO.

За годы управления компанией у Каланика сформировался ряд идей, которые сделали Uber популярным.

Оставаться маленьким, становясь большим

Предпринимателями не рождаются, считает Каланик. Вряд ли найдется годовалый ребенок, который скажет своей маме, что он хочет продавать лимонад и делать это с выгодой. Экс-глава Uber убежден, что в жизни иногда происходят события, которые настраивают на предпринимательство. Предприниматель — это тот человек, который обращает свое внимание на то, что для других представляется нереальным. Пространство между восприятием и реальностью — это поле деятельности для инноватора, там лежат все возможности. Каланик сравнивает будущего предпринимателя с размышляющим ребенком, который задается вопросом: «В чем мама права, а папа не прав?»

По его словам, большую часть своего предпринимательского времени (кроме Uber у Каланика были другие компании) он был маленьким и бедным, как и все стартапы. Но в этом есть что-то волшебное — когда нет денег, но есть идея, в которую веришь. Двигаться вперед как раз заставляет возможность сделать то, во что никто не верит. А когда ты маленький, ты наполнен страстью к своему делу, а твои цели больше тебя самого.