РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Требовательные соискатели и другие особенности свершившейся HR-революции

HR Инновации Цифровизация Статьи Orange Business Services в России и СНГ
За последние 20 лет сфера HR серьезно изменилась. Появились новые методы подбора персонала, работы с кадрами и т.п. О перспективах российского и зарубежного HR рассказывает Елена Безъязыкова, HR-бизнес-партнер Orange Business Services в России и СНГ

HR-индустрия не стоит на месте, а активно развивается, как и другие отрасли бизнеса. Согласно масштабному исследованию Deloitte, к 2017 году 39% российских компаний уже находились на этапе пересмотра стратегии и программ по подбору персонала, 22% пересмотрели стратегию, а еще 19% изменили подход к подбору новых сотрудников.

Причин кардинальных перемен в сфере подбора кадров много, но можно выделить три главные.

  • Меняется бизнес — меняется и подход к ведению бизнеса. Цифровизация, коснувшаяся самых разных отраслей в последние годы, изменила саму основу предпринимательской деятельности. Конечно, это сказалось и на методах подбора сотрудников.
  • Компании стали требовательнее оценивать эффективность ресурсов — как материальных, так и трудовых. Бизнес не может позволить себе тратить деньги на некомпетентных специалистов. Но найти профессионалов в узких технологических сферах сегодня непросто, поэтому HR потребовались новые методики.
  • Сами кандидаты стали требовательнее к работодателям. Во многих сферах, особенно в ИТ, наблюдается дефицит кадров. Поэтому специалисты этой сферы сегодня имеют возможность выбирать для себя максимально привлекательные условия. Речь необязательно идет о деньгах. Для молодых профессионалов сегодня это не всегда самый важный критерий.

Эти тектонические сдвиги привели к появлению нескольких заметных трендов в HR-отрасли.

Торжество уникальности

Каждый сотрудник уникален. Понимание этого факта — одно из самых важных изменений в подходе к HR последнего десятилетия. Поэтому подходы, основанные на унификации кадров, ушли в прошлое. HR сегодня должен рассматривать каждого кандидата как личность, а не как безликое резюме с определенным наборов скиллов. Только так можно выстроить эффективные доверительные отношения с новыми сотрудниками.

На помощь традиционным HR-методикам пришли маркетинговые инструменты:

  • развитие HR-бренда компании,
  • формирование ценностного предложения,
  • определение аудитории и т.п.

Компании стали отслеживать candidate experience — опыт и эмоции, которые получили кандидаты во время прохождения собеседований.

Новые приоритеты

Особая ситуация сложилась в сфере информационных технологий.

С одной стороны, наблюдается дефицит кадров. Только на российском рынке труда разница между спросом и предложением составляет 40 тыс. сотрудников.