РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Татьяна Музякова и Феликс Кугел

Как общие центры обслуживания становятся эффективнее и выгоднее

HR Финансы и бухгалтерия Статьи Unity
Многие крупные компании переводят свои бизнес-функции (например, HR и ИТ) в общие центры обслуживания (ОЦО) в регионах. Как и головные офисы, ОЦО постоянно модернизируются и улучшаются. Какие тренды определяют их развитие в России?
Фото:ssc.nornik.ru
Фото: ssc.nornik.ru

Где открывают ОЦО

Иностранные компании предпочитают открывать ОЦО не на родине штаб-квартир, а в странах с удобной инфраструктурой и недорогой рабочей силой: Польше, Индии, Бразилии, Украине. Например, во Львове есть центры обслуживания компаний Nestle и Veon. В перспективе зарубежных работодателей может заинтересовать и Россия: в стране много квалифицированных специалистов с высшим образованием, а уровень зарплаты ниже, чем, например, в Восточной Европе.

Российские компании в основном открывают ОЦО на территории РФ. Работодатели выбирают города:

  • расположенные недалеко от головного офиса или производственной площадки;
  • в которых есть подходящие специалисты (компании обращают внимание на то, есть ли в городе центры обслуживания других компаний, и на количество выпускников профильных вузов);
  • с низкой стоимостью аренды недвижимости;
  • с благоприятным инвестиционным климатом;
  • с развитой инфраструктурой.

Например, это Ярославль (здесь ОЦО открыли «Ростелеком», «ВымпелКом», «Северсталь»), Нижний Новгород («Ростелеком», «Росатом», «Сибур», МТС), Воронеж («Ростелеком», Siemens, «Tele2 Россия»).

Релокация в России: взгляд компаний и сотрудников
HR Исследования Hays
Фото:Chris Ratcliffe / Bloomberg

Что актуально для российских ОЦО сейчас

Фокус на интересные проекты. Выполнение стандартных, однотипных задач — только первая ступень развития ОЦО. Следующая — формирование центров компетенций. Задачи сотрудников становятся сложнее, интереснее и масштабнее. Например, команда может заниматься не только управлением ИТ-инфраструктурой, но и созданием нового продукта, чтобы решать задачи бизнеса. Например, программисты и HR-специалисты «Норникель-ОЦО» разработали игру для привлечения ИТ-кадров, «Никелевый код».