РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

США или Европа: два пути развития российской системы электронных платежей

Финансы Финансы и бухгалтерия Интернет-торговля Статьи Ecommpay
Владимир Поляков, руководитель по региональному развитию бизнеса Ecommpay, рассказывает о специфике США и Западной Европы. За кем-то из них, скорее всего, в своем развитии пойдет платежная система России
Фото:Michael Dalder / Reuters
Фото: Michael Dalder / Reuters

Платежные привычки граждан разных стран отличаются. Эти особенности нужно учитывать компаниям, которые хотят выводить бизнес за рубеж. Не все особенности подвластны вашему влиянию или влиянию платежного провайдера, под некоторые можно только подстроиться.

Мы уже рассказывали о привычках жителей стран Юго-Восточной Азии, а также СНГ и ближайших к России стран Европы. Сегодня дошла очередь до Западной Европы и США. Особенности этих рынков интересны не только для изучения предпринимателями, но и тем, что по пути одного из них в своем развитии пойдет платежная система нашей страны.

Западная Европа: безопасно и разнообразно

Возможно, именно Европа к 2022 году станет центром инноваций в платежных системах, которые будут соответствовать всем строгим финансовым нормам и одновременно останутся комфортными и для бизнеса, и для массовых потребителей в глобальном масштабе.

Европейский рынок многонационален, разнообразен и локален. Практически любой успешный бизнес находит здесь свою аудиторию. Поэтому Европа — это относительно безопасный полигон для испытаний новых продуктов и технологий e-commerce.

Межбанковская платежная система SEPA (Single Euro Payment Area) была создана в 2008 году как альтернатива SWIFT для облегчения расчетов в евро внутри ЕС. Она объединила банки 28 стран и ежегодно экономит Евросоюзу до 2% ВВП от перемещений капитала — международные переводы в пределах еврозоны проходят как внутренние и не облагаются комиссией.

С сентября 2019 года в ЕС также действует вторая платежная директива PSD2. Для потребителей это большая безопасность: двухэтапная авторизация по технологии 3DS при совершении платежей, а также упрощение возврата интернет-покупок. Для e-commerce, финтех-компаний и банков это повышение прозрачности, а также юридические и технические новшества в передаче данных. В результате финтех-компании процедурно «подтянутся» к банкам. Между ними упростится процесс интеграции, а количество бюрократических процедур уменьшится.

Владимир Поляков Вторая платежная директива: чего ждать и чего бояться
Финансы Банки Финансы и бухгалтерия Прогнозы РБК

Поэтому сегодня в Евросоюзе процветают локальные альтернативные платежные системы, которые задействуют межбанковские переводы на рельсах SEPA.

Великобритания: верность традиционным ценностям

Про Великобританию бизнесменам нужно знать, что для платежных сервисов это не Европа.