РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Евгений Средняков

Аромат прослеживаемости: как перейти на маркировку в парфюмерии. Часть 2

Ретейл Косметика Производство Инструкции БДО Юникон
Особенности парфюмерной отрасли сильно осложняют введение маркировки. Консалтинговая команда «БДО Юникон» одной из первых запустила проект в отрасли парфюмерии. Расскажем, какие семь задач нужно решить при переходе на прослеживаемость

1. Выбрать ИТ-системы

Для начала важно решить несколько вопросов. Нужно ли дорабатывать имеющиеся учетные системы под работу с кодами маркировки и агрегированной упаковкой или лучше внедрить специализированную систему Track & Trace? Обязательно ли внедрять новые специальные модули старой системы или стоит полностью развести функции товаропроводящих ИТ-систем и Track & Trace?

Решение этих вопросов во многом зависит от экономической ситуации в компании. Для одних важны невысокая совокупная стоимость владения ИТ-решением, быстрый старт на готовом решении и долгая продолжительность его жизненного цикла. Для других — гибкость и скорость в доработках, надежная защита данных и прозрачные затраты. На практике два этих акцента редко получается совмещать, поэтому в первом случае выбирают готовое облачное решение, которое содержит «лучшие практики», во втором — разрабатывают или дорабатывают собственные решения, создают и поддерживают уникальный функционал.

Эти вопросы из области ИТ-стратегии, но далеко не всегда решения по ним принимаются обоснованно, так как соответствующей экспертизы на рынке пока мало. До недавнего времени компании думали, что к государственной системе можно просто подключиться. На практике для этого необходимо выполнить масштабный проект внутри компании, внедрить специализированный функционал для прослеживания. Многие ожидали, что появится система, которая за них сама все решит на уровне государства. За несколько лет такие иллюзии исчезли, сейчас заказчики приходят с более зрелыми запросами.

2. Определить границы проекта

В парфюмерной индустрии участники рынка работают в экосистемном режиме, где ответственность за те или иные процессы распределяется между несколькими компаниями, часть которых может заменяться. В этой ситуации необходимо выработать стратегию реализации проекта, которая позволит:

  • сохранить устойчивость и независимость бизнеса,
  • избежать дублирования проектных задач и программных лицензий в смежных компаниях,
  • предусмотреть переключение процессов на работу с другими партнерами.

Сейчас мы стали предлагать заказчикам комплексную услугу под названием «Разработка стратегии компании по переходу к обязательной маркировке и прослеживаемости», в которую суммарно могут включаться до десяти тематических блоков, требующих экспертной проработки до начала проекта.