РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Тони Роббинс, до свиданья: почему компании прощаются с бизнес-тренерами

Менеджмент Статьи РБК
В кризис компании экономят на тренингах по лидерству и менеджменту, заменяя их обучением на онлайн-курсах. Однако и этот формат имеет недостатки, с которыми пытаются справиться основатели новых технологичных платформ
Тони Роббинс
Тони Роббинс (Фото: Richard Drew / AP)

«Еще в 1990-е в России стали популярны бизнес-тренинги по прокачке лидерских качеств, коммуникативных навыков и т.д. Иногда тренеры и гуру под видом новомодных тренингов продавали, например, банальную пионерскую «Зарницу». В 2000-е расцвел инфобизнес, даже слово такое появилось — «инфоцыгане», — иронизирует Юрий Усков, CEO и основатель ИТ-компании iSpring. По его мнению, в самой идее продажи своего опыта и знаний в сфере бизнеса и управления коллективом нет ничего плохого, но в России репутация инфобизнеса серьезно подпорчена. «Иногда в роли экспертов выступают сомнительные персонажи, — сетует Усков. — Поэтому зачастую настоящие эксперты, профессионалы с большим опытом и безупречной репутацией, прохладно относятся к идее запуска авторского онлайн-обучения».

Впрочем, так обстоит дело не только в России. Еще несколько лет назад критика бизнес-тренингов начала превращаться в общее место в американских СМИ, пишущих про менеджмент. Например, авторы колонки в Harvard Business Review, среди которых был почетный профессор Гарвардской бизнес-школы Майкл Бир, назвали эту индустрию великим тренинговым грабежом. По словам авторов, ежегодно компании мира тратят на тренинги более $350 млрд, и большая часть этих денег уходит впустую. Специалисты по менеджменту привели пример электронной компании, заказавшей дорогостоящий тренинг, где сотрудники получали разнообразные интересные задания. Когда тренинг закончился, опрошенные участники рассказали об изменившемся отношении к работе, целям компании и ее миссии. Восхищенное результатами руководство решило регулярно проводить подобные тренинги. Однако несколько лет спустя, когда предприятие возглавил новый управленец, он решил заново оценить эффективность практики. Выяснилось, что тренинги никак не повлияли на результативность работников и компании в целом.