Материал раздела Основной

Паси Сальберг — РБК: «Чем лучше итоги тестов, тем несчастнее школьники»

Идеолог «финской образовательной революции», профессор образовательной политики Университета Нового Южного Уэльса рассказал, в чем опасность ЕГЭ и смартфонов, и объяснил, почему Китай и другие азиатские страны не обгонят Запад в науке и бизнесе
Паси Сальберг
Паси Сальберг (Фото: Damir Klaic-Kljuc / pasisahlberg.com)

Кто такой Паси Сальберг

Реформатор финской системы образования в 2000-х. Занимал должности главного специалиста по образованию во Всемирном банке, ведущего эксперта в Европейском фонде образования, генерального директора Министерства образования Финляндии, был приглашенным профессором в Гарвардском университете. Сейчас профессор образовательной политики Университета Нового Южного Уэльса: правительство Австралии собирается использовать его наработки (вкратце они изложены в бестселлере Сальберга «Финские уроки 2.0»), чтобы осовременить систему образования в стране.

— В России в последние 20–30 лет много говорили, насколько частные школы лучше государственных. Финляндия пошла по другому пути. В чем особенности вашей системы образования?

— Система школьного образования у нас полностью финансируется государством, частных школ почти нет. Это позволяет обеспечить одинаковый для всех уровень знаний. Изобилие частных школ в других странах обычно ослабляет систему государственного образования. Другая особенность — финские учителя очень хорошо образованны: они должны окончить какой-то из исследовательских университетов страны и получить диплом за настоящую научную работу. И они уделяют большое внимание тому, чтобы как можно раньше помочь школьникам, у которых по тем или иным причинам возникают трудности с освоением материала, например математики, или если у них трудности с речью, поведением. Много средств вкладывается в то, чтобы уже на ранней стадии выправить все возможные недостатки. Именно поэтому в Финляндии очень мало школьников, которые учились бы плохо.

 — Какие преимущества дает полностью государственная система образования?

— Если для страны важны равенство и справедливость, то их проще добиться в рамках единой системы. Если страна сделала ставку на частные школы, ее политиков мало заботит средний уровень учащихся: они всегда могут сослаться на то, что кто-то имеет возможность получить хорошее образование в частных школах. А вот если система образования государственная, как в Финляндии или Канаде, тогда политикам и министрам приходится отвечать за уровень образования школьников, и они начинают стараться, чтобы возможность учиться в хороших школах была у всех. В долгосрочной перспективе такая система оказывается более успешной с точки зрения качества образования. А вот, например, в Австралии 40% школьников ходят в частные школы, которые перетягивают к себе и лучших учеников, и львиную долю ресурсов.