РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Дмитрий Голощапов и Михаил Дмитриев

Российский девелопмент: краткое руководство по построению будущего

Строительство Недвижимость Статьи McKinsey
Потенциал рынка дополнительных сервисов превышает 1,7 трлн руб. в год, а технологии роботизации позволяют повысить производительность до 80%. Расскажем, какие еще рычаги могут увеличить прибыльность девелоперов

Изменения в девелопменте

Принятые и вступившие в силу с 2018 года поправки в 214-й федеральный закон, которые должны снизить риски покупателей жилья на ранних стадиях строительства, изменили модель девелоперского бизнеса. Раньше, чтобы начать продажи и получить средства на финансирование строительства, достаточно было проинвестировать в приобретение земельного участка, подготовить проектную документацию, после чего получить разрешение на строительство. Если у девелопера был земельный банк, финансовые расходы на запуск проекта могли составлять 5–8% общей проектной стоимости. Саму стройку финансировали средства с продажи квартир. С принятыми изменениями девелоперы получат доступ к средствам дольщиков только по мере реализации проекта.

Что это значит для девелопера?

  • Проект надо реализовывать быстрее, это сократит срок использования собственного или заемного капитала.
  • Маржинальность упадет из-за перехода от долевого к проектному финансированию, вывода на рынок большого количества жилья экономкласса по программе реновации и повышенных требований клиентов к самому жилью и его дополнительным характеристикам: инфраструктуре объекта, благоустройству территории, услугам управляющей компании.
  • К новым реалиям можно адаптироваться, если применять высокие технологии и поддерживать нецифровые инструменты, которые радикально повышают текущую проектную эффективность.

Технологии идут на помощь

Цифровая модель бизнеса должна опираться на три параметра:

  • автоматизация клиентских и внутренних процессов;
  • внешняя и внутренняя информация, продвинутые аналитические инструменты;
  • экосистема собственных и партнерских клиентских сервисов.

Автоматизация процессов

Исследование McKinsey Global Institute показало, что за последние десять лет в мировом секторе девелопмента и строительства производительность труда почти не выросла. При этом многие современные производства и даже нефтегазовый сектор демонстрируют годовой рост этого показателя на уровне 2,5%. Накопленное отставание девелопмента — почти 30%, как в основных процессах взаимодействия с клиентом, управления строительством, так и в поддерживающих функциях.