РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Правила успешных компаний — третье видео из цикла с Ицхаком Адизесом

Менеджмент Видео BBI
Впервые на РБК Pro?
Зарегистрируйтесь. Первый месяц подписки – бесплатно!
Американский бизнес-консультант Ицхак Адизес рассказывает, что отличает успешные компании, как прогнозировать будущее и добиваться устойчивого успеха, и объясняет, чем грозит уравниловка и почему проблемы в бизнесе — это хорошая новость для руководителя

РБК Pro запускает серию видео с известными бизнес-гуру о принципах современного менеджмента, трансформации бизнеса и лидерстве. В первом цикле американский бизнес-консультант с мировым именем Ицхак Адизес последовательно излагает свою авторскую методологию эффективного управления бизнес-процессами, приводит типологию лидерства и делится правилами успешных компаний.

Что означают изменения для бизнеса

Согласны ли вы, что изменения существуют? Это часть жизни. Что происходит, когда происходят изменения? Представьте себе, что вы в незнакомой стране или, может быть, едете по незнакомой дороге в незнакомой стране — и тут вдруг — перекресток. Это изменение! Куда ехать: налево, направо, вперед или еще куда-то? Изменение — это что-то новое, и нам приходится принимать решения о том, что делать, — поехать направо или налево, продолжать ехать дальше или развернуться. Всегда есть проблема, есть неопределенность, когда нужно принять решение. Многие говорят: знаете, я не знаю, что делать, не знаю — и все; новая ситуация для меня некомфортна, непривычна, я не понимаю, что делать, как с этим работать; вообще ничего делать не буду. Вы только что решили — решили ничего не делать, решили остаться в текущей ситуации. И может быть, это даже худшее решение, которое вы могли принять. Почему? Даже если вы на правильном пути, но если вы не движетесь, то однажды вас переедет грузовик. Понимаете? Вы не меняетесь, но они-то меняются. И тот факт, что они меняются, плохо для вас. Поэтому не меняться нельзя, вы не имеете на это права, игнорировать изменение преступно. Нужно действовать, действовать осознанно. Вы должны понимать, что всякий раз, когда есть изменение, мы в любом случае принимаем какие-то решения, хотите вы или нет. По умолчанию решение принимается, даже если это решение — не делать ничего. Это все равно решение. Поэтому вы должны осознавать, какой выбор вы совершаете, даже по умолчанию, даже неосознанно.

Просто взять и принять решение недостаточно, нужно еще его внедрять. Внедрение — это ключ. Лучше внедрить хоть какую-то стратегию, пусть не самую лучшую, неидеальную, но реализуемую стратегию. Гораздо хуже иметь совершенно шикарную, первоклассную стратегию, в которой есть абсолютно все, куча графиков, стрелочек и прочее, но стратегию, которая лежит на столе и не внедряется. Как часто замечательные прекрасные стратегии и планы остаются планами и стратегиями, никогда не реализованными! Понимаете, даже миллиард, помноженный на ноль, равен нулю. Успех всегда во внедрении, реализации на практике. Еще раз повторю — достижение успеха всегда во внедрении на практике.

В наш век происходит нечто совершенно новое. Дело в том, что изменения не просто происходят, но происходят все быстрее и быстрее. Они ускоряются, и вместе с этими изменениями появляется все больше проблем. Но в современном обществе изменения ускоряются, мир ускоряется, и решения приходится принимать гораздо чаще. Вспомните наших мам и пап. Возможно, им предстояло принять всего одно стратегическое решение — переезжать из села в город или нет. Может быть, следующему поколению предстояло принять стратегическое решение о том, выбрать ли другую карьеру или перейти с работы на работу. Может, дважды за жизнь. А мы, посмотрите, постоянно должны принимать решения. Все чаще и чаще. Причем мы всегда принимаем решения в состоянии неопределенности. Знаете, как это называется? Это стресс. Если наши бабушки и дедушки жили бедно, но счастливо, то у нас теперь денег больше, но при этом мы несчастны. Почему? Стресс. Мы живем в постоянном стрессе. Почему? Слишком много выбора. Откуда? Изменения. Говорят, что наши стандарты жизни растут, а качество жизни падает. Съездите в какую-нибудь развивающуюся страну. Там люди бедные, но счастливые, они смеются, радуются. В развитых странах такого не увидишь. Все из-за стресса, постоянный стресс. Решение — трудная штука, потому что есть неопределенность, есть риск, который вы должны принять. Это что-то новое. Всегда есть риск — риск неудачи. Именно поэтому всегда, когда происходят изменения, мы проводим бессонные ночи и задаемся одним и тем же вопросом: что же делать, куда податься, как решить эту проблему? Риски, неопределенность и проблема — они всегда идут рука об руку.

Как добиться успеха

Кто же добьется успеха? Успеха добьется тот, кто сможет решать проблемы лучше других. Если вы в этом лучше, вы добьетесь успеха. Что это вообще означает — уметь решать проблемы лучше других? Это означает уметь принимать правильные решения, внедрять их лучше, чем другие. А это означает, что вы можете снижать уровень рисков и неопределенности лучше, чем другие. И вот об этом мы сегодня будем говорить. Этому я вас сегодня буду учить.

Как снижать уровень рисков и как снижать уровень неопределенности, чтобы управлять изменениями более эффективно? Одним словом, вы должны спросить себя: какова моя роль в качестве менеджера, в качестве лидера? Ваша роль — решать и внедрять эти решения. Если вы не управляете изменениями, то я не понимаю, зачем вы вообще нужны, за что вам платят. Если вы лидер, если вы менеджер профессиональной компании, то вы прежде всего занимаетесь управлением изменениями. Очень часто, общаясь с клиентами, я спрашиваю их: скажите, какой процент вашей выручки приходится на продукты, услуги или рынки, которых у вас не было три года назад? Если они говорят, что ни одного, все это у нас было три года назад, я говорю им: спасибо, у вас проблемы. Вы не меняетесь. Изменения, их не происходит. Вы доите одну и ту же корову. Кто-то в гараже сейчас создает продукт или услугу, которая подорвет ваш рынок. Понимаете? Где-то сейчас растет будущий убийца вашей компании. Необязательно в гараже. Возможно, это какая-то компания или стартап, в который вы никогда не верили, может, из какой-то другой отрасли придет конкурент. Давайте возьмем самый крупный таксопарк, сервис такси. У них нет ни одного такси в собственности, ни одного, но при этом самый крупный таксопарк в мире — это Uber. Что у них есть? Информация. Они владеют информацией. Они не рассматривались в качестве конкурентов. У них не было такси, у них не было таксопарков. Это была ИТ-компания. Или самая крупная сеть отелей в мире? И у них нет ни одного номера отеля в собственности. Это Airbnb. Что у них есть? Информация. Это ИТ-компания. Заметьте, что самый крупный конкурент сейчас рекламодателям на ТВ — это интернет, а не очередная вещательная корпорация.

Я это говорю к тому, что вы никогда не знаете, откуда появится конкурент, что за индустрия, сектор, отрасль. Нужно смотреть направо, налево, повсюду, потому что прилететь может откуда угодно. Вы должны спрашивать себя, у кого есть технология, которая может негативно повлиять на мою компанию, откуда эта технология может прийти. В роли менеджера и лидера компании вы обязаны анализировать изменения, вы обязаны анализировать проблему, принимать решения, внедрять эти решения. Притом что у вас нет всей информации. В этих условиях все равно нужно принимать решения и действовать. Добро пожаловать в клуб под названием «Жизнь». Мы все в одной лодке в этом смысле. За это вам платят.

Итак, хорошая новость. В китайском языке есть иероглиф, который означает и проблемы, и возможность одновременно. Я взял это китайское слово и перевел его на английский язык. Получается — «проблема + возможность». Вы спросите себя, как это возможно. Дело в том, что проблема, которую вы сможете решить лучше ваших конкурентов, станет вашей возможностью. Вы только что убили конкурента, решили проблему лучше, чем он. Для вас это возможность, для него — нет. И возможность, которой вы не воспользовались, превратится в вашу проблему, потому что конкурент ею воспользовался, а вы — нет. Каждая проблема — это возможность, и каждая возможность — это проблема, исходя из того, как вы к ней относитесь. Так со всем в жизни. Расскажите мне о размере своих проблем, и я расскажу о вас, о том, насколько вы большой человек. Вы знаете, я смог бы лучше справляться со своими проблемами, если бы я мог их прогнозировать. Например, если вы знаете дорогу, вы сможете приехать быстрее. Правда, вы точно знаете, что здесь будет сейчас пробка, там будет развязка, и когда вы в какой-то новой стране, то вы едете очень осторожно, потому что вы не знаете, где свернуть, правда? Поэтому если у вас будет карта, которая поможет вам прогнозировать и предсказывать будущие проблемы и подводные камни, вы будете готовы. Помните, пожалуйста, об этом.

Как прогнозировать изменения

Планирование — это не то, что вы будете делать завтра. Это называется мечты. Планирование — это то, что вы будете делать сегодня в свете того, что вы ожидаете от завтрашнего дня. Это означает, что вы должны принимать решения и брать на себя риски. Вообще, человеческий ум, напомню вам, думает, что называется, в реальном времени. Мы думаем, что думаем о будущем? На самом деле нет. Но мы в голове представляем будущее, как будто оно уже свершилось. То есть человек думает всегда в реальном времени. Не в прошлом, не в будущем, а настоящем. Это нужно учитывать. Именно поэтому мы должны начинать действовать сейчас в свете того, что мы можем прогнозировать в отношении будущего. Это и есть лидерство. Не когда вы начинаете делать завтра то, что должно было быть сделано вчера, а когда вы действуете сегодня. Прогнозируйте будущее и действуйте сегодня. Но как прогнозировать будущее?

Изменения предсказуемы. Вы рождаетесь, вы растете, стареете, умираете. У дерева тоже есть жизненный цикл. У звезды есть жизненный цикл. Если вы астроном, вы скажете: о, эта звезда старая, она умирает, а эта — наоборот, новая, той уже несколько миллиардов лет, а этой только миллиард. Надо повышать качество принимаемых и внедряемых решений. А для этого нужно учиться прогнозировать свои проблемы. Успех — это отношение внешней интеграции к внутренней дезинтеграции. Что значит внешняя интеграция? Для страны это называют экономической политикой, промышленной политикой, то есть это часть мировой экономики. В профессиональной жизни это называется карьерное планирование, когда вы интегрируете себя с внешними силами, с компанией. И как интегрировать? Вы смотрите на свои возможности, способности, пытаетесь соединить способности и возможности. Это маркетинговая теория, стратегическое планирование. Посмотрим на формулу успеха. Внизу — в знаменателе — у нас внутренняя дезинтеграция, это все дрязги, слухи, подковерная борьба и прочее. Вверху — в числителе — внутренняя дезинтеграция. Часть вашего ума консервативна, а часть, наоборот, либеральна. Один голос внутри вас говорит: давай вперед, это шанс, воспользуйся им! А другой в то же время останавливает: стоп, это опасно! Эти голоса постоянно спорят, один голос — в одно ухо, другой — в другое. Это часто парализует человека, это и есть внутренняя дезинтеграция. Есть люди, которые окончили с красным дипломом университет, у них прекрасное образование, но при этом жизнь у них валится из рук, в голове — путаница. Они смотрят в себя, они занимаются самоедством, такой человек ни на что не способен. Нужно сначала уважать себя, доверять себе, не бояться своих собственных решений.

Мы знаем из физики, что количество энергии в любой момент времени ограниченно, но со временем оно может меняться. Даже самый энергичный, самый сильный, фонтанирующий энергией человек все равно имеет 24 часа в сутках, его энергия фиксирована. На самом деле количество энергии распределяется очень предсказуемо, и вы это знаете. Сначала энергия отправится на энергию внутренней дезинтеграции, и все, что осталось, отправляется на обеспечение внешней интеграции. Достаточно поссориться с женой, и вы парализованы на весь день. Какая там работа? Все, что вы думаете, — как вам сказали что-то обидное. Правда? Достаточно поссориться с детьми, родителями — и все, вы не можете работать, у вас все валится из рук, а если у вас бракоразводный процесс, то вы бесполезны для компании, а если вы болеете, у вас грипп и вы лежите пластом, вас больше ни на что не хватает, всю свою внутреннюю энергию вы тратите на внутреннюю дезинтеграцию, а на внешнюю интеграцию сил не осталось.

Сейчас будет плохая новость для тех, кто тратит миллионы на стратегическое планирование. Секрет вашего успеха не в качестве вашего стратегического планирования, а в том, насколько вы сбалансированы. Посмотрите на бриллиант, посмотрите какой он маленький, посмотрите, какой он сильный, крепкий и прочный, посмотрите, насколько он сжат. Что такое бриллиант? Это интегрированный камень, это горная порода, сжатая максимально. Как насчет вашего брака, компании — насколько вы интегрированы? А страна? Цель методологии Адизеса заключается в том, чтобы снижать внутреннюю дезинтеграцию, высвобождать энергию, направлять ее на внешнюю интеграцию: именно так компания с двух миллионов оборота вырастает до четырех миллиардов. По мере того как вы растете, вы разваливаетесь. Остановились — интегрировались, растем, и все повторяется снова. Не позволяйте компании развалиться слишком много, нужно заниматься восстановлением, периодически укреплять фундамент. Компания стареет под весом своей структуры, она теряет гибкость. Знаете, в йоге говорят, что вы молоды настолько, насколько гибок ваш таз, когда вот здесь, в тазе, теряется гибкость, ты становишься стариком. Хотите оставаться молодым — занимайтесь йогой. Серьезно. Потому что йога дает вам гибкость. Мы должны создать в компании культуру доверия и уважения, и это позволит снизить уровень конфликтов, снизить уровень внутренней дезинтеграции, которая неизбежна при росте.

Четыре составляющие успеха

Йельский университет провел исследование о том, что происходит в первые пять минут, когда вы встречаетесь с совершенно новым человеком. Все говорят, что за первые три минуты вы решаете, что это за человек. Знаете, что они обнаружили в исследовании? Оказывается, вы спрашиваете себя, могу ли я доверять новому человеку, и решение принимается в первые три минуты подсознательно. Возможно, вы даже об этом не думаете, но подсознание спрашивает: могу ли я ему доверять, могу я его уважать, он бесполезный и глупый или у него можно поучиться? Это основа вашего брака, вашей карьеры, основа успеха вашей компании. Доверие и уважение никогда не создать одним инструментом. Слишком сложно. Чтобы построить успешную компанию, нужны четыре элемента.

Первый элемент — единое видение и ценности. Я уже говорил, почему вместе. Потому что есть общность, видение и ценности. Какие ценности нами руководят? Во что мы верим? Во что верите вы, во что верю я? Если вы верите в коррупцию, а я нет, то нам не по пути. Если вы верите в эксплуатацию, в детский труд, а я не верю, то же самое. Если вы считаете, что это быстрый рост, несмотря ни на что, а я верю в стабильный рост. Должна быть общность, видение и ценности. В браке те же вопросы: что для вас брак, открытый, традиционный, нетрадиционный брак, сколько детей? Сколько детей хотите вы, сколько детей хочу я. Должны быть какие-то общность, ценность и видение. Если этого нет, то нам не по пути. И взаимного доверия и уважения вы не добьетесь никогда. Поэтому, первое — это общность, видение и ценность.

Второй элемент — диверсифицированная организационная структура. Как вы думаете, что бы произошло с Землей, если бы она, ее ось, была вертикальной, а не наклоненной? Что бы мы потеряли? Кто знает? Правильно, сезонность! Если Земля просто вертикальная, как один большой северный полюс, и кто выживет в таком случае? Только полярные медведи. А как насчет верблюдов? Если один из них вдруг забредет на Северный полюс. У него есть два выбора. Первый — это помереть. Второй — это как-то по-быстрому оттуда свалить, пока не замерз. И еще один вариант — отрастить себе мех потеплее. Одним словом, когда я всякий раз встречаюсь с бюрократией в России, я вижу очень-очень много людей, которые ведут себя как бюрократы. Это верблюды, которые носят на себе костюм медвежий. Может быть, они верблюды, но в шкуре полярного медведя? На самом деле они такие предприниматели, в любой российской компании много предпринимательского духа. Нужно было структурно Землю немного «уронить», чтобы были сезоны, были и верблюды, и медведи, и другие животные. Это организационная экология. Организационная структура ни в коем случае не должна быть уравниловкой, иначе будут только одни белые медведи, и больше никого. А потом вы спрашиваете: почему у нас все так плохо? Должны разные животные сосуществовать вместе. Как? Благодаря тому, что у нас есть разные сезоны, разные климатические режимы. То же самое касается организационной структуры.

Третий элемент — коллаборативное лидерство. Например, я не единственный лидер в компании. Я не тащу все на себе. Скажу честно, в своей семье я тоже не единственный лидер. У меня жена знаете какая? Тот еще лидер. Мы живем в новом мире, и нам нужно научиться работать вместе и дома, и в компании. Нам нужно учиться совместно принимать решения, чтобы не поубивать друг друга. Коллаборативное лидерство, коллаборативное принятие решений является ключом. А этому нужно учиться.

Четвертый элемент — это правильные люди. А это уже практики найма, кадровая политика. Люди должны наниматься за отношения. Люди, которые понимают, что такое взаимное доверие и уважение. Вы можете взять гения в компанию, который идет по головам, который никого не уважает, но он гений, но он никого не уважает. С такими нужно обращаться, как с обезьянами: обезьяну сажают в клетку, и всякий раз банан подвешивают, но только не выпускают. Вот в клетке пусть и живет со своим бананом, а выпускать нельзя, иначе она устроит погром. Вопрос не в том, что вы знаете, а чем вы являетесь, какой вы человек по сути, можно ли вам доверять и есть ли вас за что уважать? Если вы человек, которому доверяют, которого уважают, который знает, как работать вместе в разнообразной и диверсифицированной структуре, где есть общность, видение и ценности, то у вас обязательно будет успешная компания.

О спикере

Ицхак Адизес — американский бизнес-консультант, автор типологии лидеров PAEI и теории жизненных циклов компаний, профессор Колумбийского университета, основатель и директор международной консалтинговой компании Adizes Institute, специализирующейся на управлении преобразованиями (Санта-Барбара, Калифорния). Доктор Адизес руководил реализацией своей авторской программы бизнес-трансформации во многих компаниях — от стартапов до участников списка Fortune 100. Журнал Leadership Excellence включил Ицхака Адизеса в топ-30 мыслителей по вопросам лидерства, а журнал Holmes Report в 2017 году назвал его в числе тех, кто способен доносить до других информацию, мысли и чувства — наряду с папой римским Франциском, Ангелой Меркель и Далай-ламой. В 2019 году Ицхак Адизес был удостоен премии Международной академии менеджмента за достижения в профессиональной деятельности.

Первую серию «Жизненные циклы компаний» можно посмотреть по ссылке, а
вторую серию «Лидерство» — здесь.