Распространенное мнение: если бизнес-модель не обновляется каждые пять лет, такая компания безнадежно устаревает и вынужденно теряет позиции на рынке. Культура меняет бизнес. Она влияет на деловые процессы больше, чем может показаться на первый взгляд. И компания должна адаптироваться к этим изменениям. Язык — отражение культуры, мы можем судить о том, как трансформируется общественное сознание, наблюдая за тем, как трансформируется язык. Эволюция глобальных бизнес-процессов во многом зависит от того, как общество выражает свои мысли.
В 2019 году возникло немало новых слов, влияние которых на коммуникации, маркетинг и бизнес мы почувствуем в 2020-м. Выбрали десять наиболее важных терминов, отражающих новые общественные явления и мировые тренды. На следующие феномены нужно обратить внимание уже сегодня.
1. Sadfishing — использование личных проблем и грустных историй для того, чтобы привлечь аудиторию в Сети.
Одно из главных слов, по мнению The Guardian, отражает глобальный тренд на «новую искренность», то есть честную и открытую коммуникацию между аудиторией и брендами. Благодаря интернету и социальным сетям простые человеческие истории становятся резонансными, как, например, недавний случай с «Аэрофлотом» и котом, а иногда настолько популярными, что меняют общепринятые нормы, как движение #MeToo (против сексуального насилия и домогательств). В новом контексте компаниям необходимо сменить льстивые коммуникации на коммуникации, полные эмпатии.
2. Hopepunk — оптимистичное направление сторителлинга.
Антоним для grimdark — мрачного, шокирующего художественного стиля, который был особенно популярен последние несколько лет. В прошлом вырос интерес к теневым и маргинальным сторонам жизни, популярными стали сериалы вроде «Во все тяжкие» и франшизы-антиутопии. Возможность быть анонимным в интернете сделала жестокость доступной. Сегодня мы устали от этого. К концу десятилетия сформировался общественный запрос на доброе, светлое и оптимистичное. В этих условиях бизнес, который вновь и вновь возвращается к правильным ценностям, реализует запрос аудитории на эмоциональное качество контента.
3. Nanoinfluencer — инфлюенсер, у которого от одного до пяти тысяч подписчиков.
Компании-трендсеттеры (которые задают моду) заново открыли всю силу сарафанного радио, которое из офлайна переместилось в социальные сети. Кризис доверия, к сожалению, продолжается, поэтому крайне значимыми становятся точечные, очень персональные контакты с аудиторией. Сегодня предельно таргетированный маркетинг помогает работать эффективнее.
4. Screen time — время, проведенное с включенным смартфоном.
Смартфон рождает новые модели потребления, делая нашу жизнь одновременно и легче, и сложнее. Шоппинг, хранение и обмен информацией, платежи и госуслуги — все это можно получить в один клик. Однако движений по экрану становится больше, время горящего экрана увеличивается, а каждое push-уведомление превращается в микропринятие решения. Сопротивление бесполезно. Бизнесу стоит продумать, каким образом он скорректирует свою стратегию в условиях такой «расконцентрации» внимания и общей зависимости от «умных» устройств.