Какими компетенциями должен обладать топ-менеджер банка
Через десять лет для большинства клиентов банков перестанут быть важны отделения, банкоматы и даже общение с кол-центрами. На смену им придет синхронизированное с 50 другими сервисами простое и удобное приложение в телефоне, позволяющее в один клик оплачивать любые услуги, сервисы, инвестировать деньги и заказывать такси и еду. В связи с этим меняется список наиболее востребованных позиций и ключевые навыки, необходимые топам в банках уже сейчас.
1. Адаптивность, или гибкость
В первую очередь здесь имеется в виду способность быстро ориентироваться в меняющейся среде, готовность инициировать изменения и предвидеть их.
Если у компаний из сферы ретейла и FMCG есть возможность учиться лучшим практикам у западных компаний, то наши технологии в банковском сегменте во многом шагнули принципиально дальше международных разработок, поэтому развиваться дальше и генерировать идеи придется самостоятельно.
Адаптивность — это характеристика, которая слабо развивается в течение жизни: люди изначально обладают высокой или низкой адаптивностью. Оценить ее не очень сложно — достаточно посмотреть, насколько легко кандидат меняет работу, отрасли, позитивно относится к изменениям в своей жизни, будь то переезд в соседний кабинет, офис или страну.
Например, я регулярно встречаю на собеседованиях кандидатов, которые рассказывают, что договоренности с акционером на входе были такими-то, а затем изменились. Одни топ-менеджеры после этого резко начинают искать новую работу, говоря крайне категорично, что такое для них недопустимо. А другие позитивно рассказывают, как из изменившихся требований — полномочий и целей — смогли оперативно извлечь массу плюсов и получить даже более внушительный итоговый результат, чем планировали ранее. Они воспринимают меняющийся контекст работы как приятный бонус и эмоционально, и профессионально.
Как топ-менеджеру развить адаптивность? Регулярно ставить себя в ситуации неопределенности с быстро меняющимся контекстом, самому инициировать важные и не очень изменения в своей жизни и работе.
Однако нужно понимать, что люди со 100-процентной адаптивностью склонны менять свои решения слишком быстро. Более консервативным сотрудникам подстроиться под них будет сложно. При этом не на каждой должности нужен слишком адаптивный человек — в ряде функционалов с неизменными процессами гораздо более эффективны будут руководители с низкой адаптивностью. Например, на позициях главного бухгалтера, директора по рискам или разработчика регламентов в Центробанке нужен человек с выверенной и достаточно сложно меняющейся позицией — сформированным подходом и отношением, не трансформирующимся при каждой новой ситуации. Человек с высокой адаптивностью на таких позициях быстро заскучает и растеряет мотивацию.