РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Виктор Христенко

Как ресторанам и магазинам выбрать верную музыку

Ретейл Статьи РБК
Джаз пробуждает аппетит, а рок сводит его на нет, лаундж побуждает рассматривать, а поп — спешить. Музыка в кафе и ресторанах оказывает на людей психологическое влияние. Как сделать так, чтобы она помогала повышать продажи?
Фото:Dominik Scythe / Unsplash
Фото: Dominik Scythe / Unsplash

Аудиомаркетинг уже много лет является неотъемлемой частью стратегии продвижения брендов на Западе. В 2019 году в первую десятку мирового рейтинга Best Audio Brands попали McDonald's, Disney, Intel, Apple, Coca-Cola, Shell, Netflix, Nescafe, Google и Amazon. Эти компании наиболее эффективно используют возможности аудиомаркетинга, потому что проводят сложные исследования, которые включают в себя оценку музыкального наполнения брендов с помощью искусственного интеллекта и экспертов, контент-анализ и парсинг в соцсетях.

Прошлый год стал годом аудиомаркетинга в России — это понятие наконец-то закрепилось и в нашей стране. Объем рынка digital-аудио в 2018 году, по данным IAB Russia, вырос в три раза и составил 465 млн руб.

Ученые не раз доказывали влияние музыки на мозг человека, на его эмоциональное состояние и весь организм в целом. Существует даже такое направление науки, как «музыкотерапия», которая использует феномен положительного воздействия мелодии на нервную систему. Музыка способна менять настроение — это доказанный факт. Люди давно и активно пользуются этим свойством, в том числе для решения бизнес-задач.

Узнаваемость бренда

Бренды создают звуковую ДНК. Мелодии, вошедшие в нее, становятся основой для аудиопродуктов торговой марки. Ими могут быть «звучки» для мобильных приложений, музыка для рекламных роликов или оповещения в офисах продаж.

Фоновая музыка может использоваться в качестве инструмента для вызова правильных ассоциаций, отражающих идентичность бренда. Важно выбирать такую музыку, которая соответствует его архетипу. Например, бренды с архетипом Мудреца выглядят элитными и выгодными. Вряд ли они зазвучат как шансон, однако через много лет могут обновить ранее популярную песню в этом стиле, и это будет сочетаться с их архетипом.

Кроме того, компании соединяют бизнес-задачи с брендом. Например, утром в рок-пабе не нужны слишком зажигательные и громкие мелодии, даже несмотря на то, что часто такие бренды олицетворяют прообраз Бунтаря. В этом случае адекватнее включить легкий и динамичный поп-рок, который бодрит сонных посетителей, но не разрушает до основания их утреннее спокойствие. Таким образом, паб формально сохранит свой музыкальный формат (и бунтарский образ). В классическом ресторане уместнее ставить по утрам нежную музыку.