Материал раздела Основной

Когда паранойя полезна: глава Mastercard

Менеджмент Статьи РБК
В чем плюсы параноидальности, почему для сообщения плохих новостей нужно пользоваться лифтом и что помимо уровня IQ и эмоционального интеллекта характеризует настоящего лидера — в подборке высказываний главы Mastercard Аджая Банги
Фото: Zuma / ТАСС
Фото: Zuma / ТАСС

Разнообразие и скромность

Аджай Банга выступает за разнообразие международной рабочей силы. Он видит необходимость в привлечении сотрудников разных рас, культур и полов. «Для успеха любой компании или даже общества мы должны признать, что разнообразие — ключевой компонент силы», — убежден топ-менеджер. Разнообразие, по его мнению, должно проявляться в типах мышления, точках зрения, навыках, ресурсах, потоках доходов и инновациях.

По мнению Банги, без скромности можно быть успешным, но в таком случае испытать удовлетворение не получится. Критически важно не превозносить себя перед другими. Это означает одинаково общаться с коллегами как ниже, так и выше тебя по должности.

Самое сложное — упростить трудную проблему. Все самые сложные мысли о бизнесе нужно уметь объяснять самым простым способом. И никогда не говорить, что у тебя нет ответа на вопрос. Потому что всегда есть способ, который может привести к решению. При этом лидеру важно осознавать, что он не может знать ответы на все вопросы и может научиться чему-нибудь у каждого в компании.

Безотлагательность и параноидальность

Настоящему лидеру, по мнению главы Mastercard, необходимо обладать следующими качествами:

  1. Чувство срочности. В современном технологичном мире нет места для прокрастинации или промедления. Эта безотлагательность заставляет Бангу говорить своим коллегам: «Если у вас для меня хорошие новости, поднимайтесь по лестнице, если плохие — воспользуйтесь лифтом». Потому что ему нужна информация быстро, чтобы в случае чего сразу отреагировать.
  2. Чувство равновесия. Срочность и терпение — не противоречащие друг другу понятия. Необходимо быть достаточно терпеливым, чтобы выслушать всех, но в то же время не терять чувство срочности для быстрого принятия решений.
  3. Смелость брать на себя риск. В редких случаях мы оказываемся в ситуации полной осведомленности. Поэтому готовность принять решение в условиях несовершенства информации будет зависеть как раз от способности рисковать. Без принятия риска нет прогресса.
  4. Быть параноиком относительно конкуренции. Это не говорит о том, что нужно бояться своих конкурентов. Напротив, нужно постоянно спрашивать себя, не упускаю ли я чего-нибудь и нет ли каких-либо проблем. Если все не подвергать сомнению и не быть параноиком по поводу конкурентов, можно расслабиться и перестать рефлексировать.
  5. Развивать глобальное видение. Лидеру будет гораздо лучше, если он окружит себя теми, кто не похож на него, говорит не как он и имеет опыт не такой, как у него. И дело не всегда в том, откуда коллега родом или как выглядит. Важно, что и как он делает. Разнообразие необходимо, потому что группа похожих людей склонна мыслить одинаково, делать схожие выводы и иметь схожие заблуждения. Чтобы защититься от этого, нужно использовать коллективную уникальность окружающих. Она поможет расширить радиус обзора — видеть вещи по-другому, вводить новшества, смотреть на мир широко, а не только через призму своей компании или страны.
  6. Преуспевать и делать добро. Это идея о том, что можно одновременно следовать как своим, так и чужим интересам. В этом высшее проявление лидерства.

Издевательство на школьном дворе

Уровень IQ очень важен. Так же, как и уровень EQ (эмоционального интеллекта). Но лично для Банги по-настоящему имеет значение DQ (decency quotient, коэффициент порядочности). По его словам, если руководитель проявляет порядочность на работе ежедневно, сотрудники обязательно это оценят и захотят работать на полную мощность.

Майкл Блумберг: «Не отвлекайтесь на обед во время работы»
Менеджмент Статьи РБК
Майкл Блумберг

DQ служит частью культуры Mastercard. По мнению Банги, компания не сможет выиграть, если будет держаться на чьих-то плечах и ходить по головам. «Для меня это не победа, а грубое издевательство на школьном дворе», — говорит он.

Генеральным директорам корпораций также необходимо противостоять беспокойству и недоверию потребителей и сотрудников, которые чувствуют себя обделенными. Коэффициент порядочности — способ сообщить работникам, чтобы они относились к своим коллегам и сообществу так, как хотели бы, чтобы относились к ним самим.

Аджай Банга — президент и глава Mastercard. В 2009 году был назначен президентом и главным операционным директором, а в 2010-м стал главным исполнительным директором этой компании. Ранее занимал руководящие позиции в Citigroup, работал в Nestle и PepsiCo.

В 2019 году занял седьмое место в рейтинге самых эффективных генеральных директоров мира по версии Harvard Business Review.

Получил степень бакалавра экономики в Делийском университете, MBA — в Индийском институте управления в Ахмадабаде.

Решился на перемены — не откладывай

Многие молодые люди переживают по поводу того, чем будут заниматься через год, пять или десять лет. Банга призывает их осознать свою основную цель и не заниматься чересчур много планированием. Нужно понимать, что подходит именно тебе и дает энергию. Обычно спрашивают: «Что не позволяет тебе уснуть?» Банга же, напротив, задается вопросом: «Что заставляет тебя проснуться утром?» Чудо случается, когда ты чувствуешь себя сопричастным к чему-то большому и великому и понимаешь, что можешь отдать этому свое сердце и разум.

Наконец, президент Mastercard уверен, что не следует бояться перемен. Если не рисковать и не пробовать что-то новое, сильно не преуспеешь. Если решили сменить работу, позицию внутри компании или даже отрасль — главное, не откладывать и не сомневаться.

Источники: Mastercard, Quartz India, Harvard Business Review, Fast Company, The Economic Times, YouTube

РБК Pro еженедельно публикует статьи о самых известных предпринимателях и топ-менеджерах, а также принципах управления бизнесом, людьми и собственной жизнью, которым они следуют. В каждой статье мы собираем главные тезисы, с которыми они выступают на своих лекциях, в блогах и СМИ.