РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Роботы в вашем офисе: зачем нужны и как их завести

Разработка ПО IT Инновации Финансы и бухгалтерия Статьи Крок
Феликс Скворцов, руководитель направления автоматизации и роботизации ИТ-компании «Крок», рассказывает, кому нужны программные роботы и какие процессы внутри компании можно с их помощью оптимизировать
Фото: Clint Patterson / Unsplash
Фото: Clint Patterson / Unsplash

Роботизированная автоматизация процессов (RPA) — это использование компьютерной программы, которая имитирует действия сотрудников, взаимодействуя с пользовательскими интерфейсами компьютерных систем. Они идеально подходят для решения монотонных процессов. Программный робот, как и человек, может общаться со своим руководителем по почте, делать отчеты, формировать задачи и т.д. и может работать круглосуточно.

По данным аналитической компании Gartner, в 2018 году мировые расходы на RPA составили $680 млн, увеличившись на 57% относительно предыдущего года. К 2022-му расходы компаний могут вырасти до $2,4 млрд. На отечественном рынке представители из более 400 компаний малого, среднего и крупного бизнеса уже внедрили технологию RPA. 41% проектов приходится на небольшие компании, 52% — на средние и 7% — на крупные.

Где роботам хорошо

Согласно исследованию KPMG по цифровым технологиям, в котором приняли участие 100 российских компаний, в телекоме программных роботов используют 100% компаний, в металлургии — 83%, нефтегазовой индустрии — 60%, в финансовых институтах — 56%.

Как правило, роботы обрабатывают платежи, разбирают внутреннюю входящую почту, меняют данные клиентов по их заявлению, правят кредитные договоры физлиц по их заявлениям, а также отвечают на типовые запросы.

Они могут быть полезны сотрудникам финансовых департаментов любых компаний, которые ежедневно проделывают множество рутинных операций: формируют документы, отправляют их на подпись контрагентам, проверяют корректность информации в полученном скане и перемещают его в единое хранилище данных. Робот выполняет эти задачи в разы быстрее человека. Ему нужен всего лишь администратор техподдержки на 20 минут в день, чтобы проконтролировать работу.