Подписка на РБК Pro
Мы запустили новый информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно.
Pro
при поддержке
«РБК Pro» — это уже не новости.
Новый информационный сервис для вашего бизнеса - первый месяц бесплатно
Олег Шевцов

Почему большинство онлайн-сервисов так и не запускается

IT Статьи РБК
О том, как запустить свой онлайн-сервис и избежать большинства ошибок, с которыми сталкиваются предприниматели на пути его создания

Что я понимаю под онлайн-сервисом в этой статье? Онлайн-сервисы — сайты, предлагающие услуги и товары, позволяющие сэкономить время и деньги при выборе необходимой покупки. Сегодня мы имеем большое разнообразие сервисов: банковских и финансовых, социальных, информационно-поисковых, маркетплейсов и многое другое.

Трендом в наши дни является запуск своего онлайн-продукта — компании ожидают, что этот продукт станет мощным рычагом для развития бизнеса.

Но 80% онлайн-проектов так и не запускаются вообще, а 90% из оставшихся онлайн-проектов закрываются в первые полгода после запуска. Суровая статистика, не так ли? Эти данные мы собрали на основании своих аналитических исследований рынка и данных партнеров по отрасли (более 30 компаний). Почему же так происходит и как не попасть в этот список неудачных проектов?

Почему мы видим такую статистику?

В процессе веб- и мобильной разработки существует множество подводных камней, о которых многие даже и не догадываются на начальном этапе.

Например, вы со своей потрясающей идеей создания собственного электронного ресурса обращаетесь в digital-агентство или веб-студию, они слушают внимательно и вдохновленно, дают потрясающие советы и обещают детальную совместную проработку вашего проекта.

Уже в процессе создания вы понимаете, что не учли множество факторов, не продумали бизнес-модель и т.п. Да и вообще, начинаете думать, что ввязались в какую-то авантюру так безответственно и поспешно. Ниже я собрал важные моменты, на которые стоит обратить внимание, а также ключевые ошибки, с которыми сталкивались наши клиенты и клиенты наших партнеров.

Анализ рынка, целевой аудитории и конкурентов

Хорошая идея не приходит ниоткуда. У вас есть действующий бизнес, и вы понимаете, как оптимизировать процессы за счет создания онлайн-решения. Идея есть, а что дальше? Вы начинаете продумывать каждую деталь этого проекта, а после нескольких недель плодотворного труда узнаете о том, что, оказывается, уже есть аналогичный сервис.

Иногда клиент, обращаясь к нам, узнавал о существовании необходимого ресурса за месяц до сдачи проекта. Не очень приятная новость. Чтобы избежать этого, стоит потратить несколько часов на сбор информации и изучение конкурентов.

В большинстве случаев оказывается, что компания не знает хорошо своего покупателя и не задумывается об этом до тех пор, пока все идет «гладко». Для понимания целевой аудитории не обязательно обращаться в маркетинговые агентства. Вам в помощь Google Trends, социальные сети (в особенности Facebook) и данные вашей CRM.

Отсутствие бизнес-модели, плана и технического задания

Итак, вы провели необходимую работу перед началом создания своего ресурса и понимаете, кому может быть интересен ваш сервис и чьи задачи он смог бы решить. Теперь важно составить техническое задание.

Вы спросите: как я должен его составить, если в этом ничего не понимаю? Вам не нужны технические термины для написания, вы пишете полностью для себя, как это должно функционировать и выглядеть. В этом кратком эссе вы описываете своими словами последовательный процесс работы ожидаемого ресурса.

Именно в процессе этого написания вы будете сталкиваться с противоречиями, которые лучше решить на начальной стадии. Составьте список основных вопросов, которые вы сможете в дальнейшем обсудить с агентством.

Контроль наемным менеджером

Среди наших клиентов встречались такие руководители, которые брали на работу специалиста для полного контроля над всем процессом создания ресурса.

Увы, но хорошего результата, как правило, это не приносило. Если вы думаете, что наемный человек сможет за вас генерировать идеи, то это большая ошибка и потеря времени для обеих сторон: заказчика и исполнителя.

В разработке успешного и функционального сервиса требуется ваше полное погружение и отдача, как в любом важном деле. Не надо путать с ручным управлением: агентство знает лучше, как технически воплотить любую вашу идею и потребность, как сделать удобный интерфейс, оптимизировать код. Но вы, определенно, всегда сможете подсказать, что ожидает от сервиса ваш покупатель.

Отсутствие заранее определенного бюджета

Следует четко планировать бюджет не только на разработку, но и на дальнейшие доработки, рекламу и развитие. Умножайте сумму сразу на три.

РБК Pro — это уже не новости!

Зарегистрируйтесь, чтобы дочитать материал и получить полный доступ к гиду по отраслевой информации «РБК Pro»:

  • Контент от авторитетных экспертов из разных отраслей
  • Фильтры по отраслям, бизнес-функциям и источникам
  • Никакой рекламы
Стратегический партнёр
РБК помогает бизнесу информацией, ВТБ — делом.
Подробности на delo.vtb.ru