Подписка на РБК Pro
Мы запустили новый информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно.
Pro
при поддержке
«РБК Pro» — это уже не новости.
Новый информационный сервис для вашего бизнеса - первый месяц бесплатно

Без обоев в цветочек: как кардинально изменится рынок ремонта квартир

Услуги Ремонт Дизайн Прогнозы РБК
Скоро заказать индивидуальный дизайн и обустройство квартиры будет так же просто, как товары с AliExpress. Онлайн-дизайн уже стал доминирующим трендом в ряде стран, скоро это произойдет и в России, уверен Дмитрий Борисов, основатель компании Rerooms.ru
Фото: Jean Philippe del Berghe / Unsplash

Цифровизация рынков постепенно убивает премиальность отдельных его сегментов. Финансовые, логистические, транспортные услуги, доступные ранее лишь людям с высоким достатком, используют теперь практически все — спасибо онлайн-банкингу, курьерским компаниям и Uber. Следующая на очереди — сфера дизайна интерьера и ремонта.

Мифы о дизайне

С момента появления и до сегодняшнего дня дизайн интерьера принято считать услугой премиум-класса. Ее заказывают люди, которые могут потратить на обустройство дома от 5 млн руб. и покупают товары премиального сегмента. Соответственно, и счета им выставляют неоправданно высокие — от 1,5 тыс. руб. за 1 кв. м. Дизайнеры получают заказы от реферальных клиентов: кто-то посоветовал или сработала реклама на специализированном сайте — например, houzz.ru. Большинство традиционных дизайнеров — одиночки. Бывает и так, что сделавший себе имя человек создает свою компанию и начинает продавать работу нанятых исполнителей под собственным брендом.

Общий минус такой схемы работы — в малом количестве и непостоянстве заказов. Никто не может предсказать, когда придет новый клиент, сработает ли реклама или сарафанное радио. Поэтому первейшая задача для всех дизайнеров — выжать максимум денег из существующего клиента, сделать проект, а затем передать заказ за большие комиссионные «уникальным специалистам по ремонту», то есть обычным работягам из стран ближнего зарубежья. Кроме того, посоветовать купить мебель и отделочные материалы у поставщиков, которые не скупятся на откаты. И самое интересное, что клиент никогда не знает, что именно он получит за свои деньги.

Большинство исполнителей заключают с клиентами рамочные договоры, где не указаны конкретные сроки, цены, порядок выполнения работ и результат на выходе. Сколько визуализаций получит клиент, будут ли в дизайн-проекте планировочные решения, раскладка по электрике и сантехнике, решает сам дизайнер по ходу дела.

Но рынок премиум-дизайна достаточно насыщен и не растет по объективным причинам: доходы населения, в том числе и среднего класса, стагнируют. Выход для дизайнеров состоит в том, чтобы переориентироваться на клиентов, которых раньше они считали для себя невыгодными. Это люди, которые покупают квартиры по цене 7–10 млн руб. (в Москве), берут несколько кредитов и планируют потратить на обустройство дома не более 1,5 млн руб. У них нет возможности покупать диваны по 300 тыс. руб. и платить за дизайн-проект от 150 тыс. руб. — почти все деньги, в том числе и заемные, потрачены на приобретение жилья. Вот и получается, что дизайнерам, как они считают, куда выгоднее взять клиента с большими деньгами.

Таким образом, мы видим три проблемы рынка дизайна интерьеров: завышенные цены на дизайн-проекты, большие комиссии, которые приводят к росту стоимости мебели и отделочных материалов, отсутствие четких стандартов. Такие правила складывались на рынке несколько десятков лет, и его участникам, конечно, хочется сохранять статус-кво и дальше. Но не выйдет.

Новый тренд — онлайн-дизайн

Любой дизайнер интерьеров, работающий с премиум-сегментом, скажет, что его работа уникальна, не поддается стандартизации, а потому создавать дизайн без контакта творца с заказчиком невозможно. Все это миф, который не имеет ничего общего с реальностью. Дизайнеры и студии с легкостью передают большинство трудоемких задач, таких как 3D-визуализации, технические чертежи и прочее, сторонним исполнителям, готовым работать по низким ставкам. Услуги по созданию интерьеров могут быть стандартизированы, описаны и перенесены в онлайн. И при этом дизайн сохранит свою индивидуальность. Несколько зарубежных компаний это уже доказали.

Самым крупным успехом можно назвать индийскую компанию Livspace, которая разработала платформу, соединившую домовладельцев с дизайнерами интерьеров и поставщиками мебели и товаров для обустройства жилья. Фактически Livspace создала возможность заказа индивидуального проекта обустройства дома, где услуги и товары можно выбрать, положить в корзину, оплатить по карте — и получить индивидуальный дизайн-проект с четкой стоимостью и сроками его реализации. Livspace работает уже несколько лет и привлекла финансирование от крупнейших венчурных и инвестиционных компаний. В прошлом году в компанию было вложено порядка $70 млн, в число инвесторов вошли банк Goldman Sachs и инвестиционная компания TPG Growth. В мае этого года Livspace получила инвестиции от Ingka Investments, венчурного подразделения Ingka Group, которая контролирует 90% розничного бизнеса IKEA.

По похожей модели в Китае работает компания To8To — с этой платформой сотрудничает уже 60 тыс. дизайнерских компаний и 700 тыс. дизайнеров из 80 городов Китая. Всего To8To привлекла от инвесторов, в числе которых американский венчурный фонд Sequoia Capital, более $200 млн.

И таких примеров по всему миру довольно много. В США быстро развивается стартап Havenly (недавно привлек еще $32 млн), во Франции — Rhinov.

Ремонт из приложения

Очевидно, что сейчас мы наблюдаем за процессом зарождения рынка онлайн-услуг персонализированного дизайна, ремонта и обустройства дома. На данный момент объем рынка традиционного дизайна и связанных с ним товаров, по данным Knight Frank, составляет $250 млрд. Рынок онлайн-продаж мебели и товаров для дома растет на 12% и, по данным Statista.com, уже к 2022 году достигнет $294 млрд.

РБК Pro — это уже не новости!

Зарегистрируйтесь, чтобы дочитать материал и получить полный доступ к гиду по отраслевой информации «РБК Pro»:

  • Контент от авторитетных экспертов из разных отраслей
  • Фильтры по отраслям, бизнес-функциям и источникам
  • Никакой рекламы
Стратегический партнёр
РБК помогает бизнесу информацией, ВТБ — делом.
Подробности на delo.vtb.ru