РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Коворкинги — это про венчур: как грамотно развивать гибкие пространства

Недвижимость Услуги Офисы Инвестиции Статьи РБК
Михаил‌ ‌Комаров, ‌ ‌основатель‌ ‌сети‌ ‌коворкингов‌ ‌«Рабочая‌ ‌станция», рассказывает, почему сегодня выгодно инвестировать в коворкинги — но не как в недвижимость, а как в бизнес

Сегодня во всем мире растет популярность коворкингов — совместных офисов, в которых можно арендовать рабочее место на любой срок. По прогнозам экспертов, в 2019–2020 годы этот рынок вырастет на 35%. При этом доля коворкингов среди офисных площадей составляет сегодня всего 1%.

Пространство для роста и потенциал — огромные, что делает их интересными с точки зрения инвестиций.

Кто использует коворкинги

Сейчас в коворкингах есть две большие группы клиентов.

  • Корпоративные клиенты

Это компании, которые вместо офиса арендуют для своих сотрудников места в коворкингах. Их ключевые особенности — долгосрочная аренда, стабильность и крупные заказы. Сегмент сформировался совсем недавно, еще три года назад их практически не было. Сейчас модель уже отработана: в России многие берут большие площади и привлекают корпоративных клиентов. Появились коворкинги на 6 тыс. кв. м и больше, а сам рынок развивается и растет.

Работа с корпоративным сегментом — это стабильность, которая важна для развития коворкинга. Но это одновременно и недостаток. Корпоративные клиенты арендуют все места постоянно, и даже если сотрудник не пришел, занимать его место нельзя. Получается, что размер выручки точно известен, но превысить его не получится.

  • Частные клиенты

Это либо небольшие стартапы на 5–10 человек, либо удаленные сотрудники разных компаний, которые приходят в коворкинг поработать. С последними ситуация совсем другая: они пользуются пространством нерегулярно и их место могут занимать другие посетители.