РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

«Интеллектуальный убер»: бизнес начинает делиться даже топ-менеджерами

Разработка ПО IT Инновации Интернет-торговля Цифровизация Статьи РБК
Илья Биндюк, основатель и генеральный директор онлайн-платформы по привлечению отраслевых специалистов Expert Me, рассказывает, как использовать убер-феномен в управлении организацией

Новые продукты, инновации и в целом управление организацией — те сферы, которые могут получить конкретную выгоду от уберизации рынка труда. Этот мощный тренд пугает традиционный бизнес, и это часто не позволяет ему оценить новые возможности.

Не конкуренция, а слияние

Опрос IBM показал, что больше половины топ-менеджеров крупнейших мировых компаний считают уберизацию негативным явлением, поскольку опасаются конкуренции со стороны более гибких сервисов. Однако есть и другая половина, которая считает, что новая модель экономики подталкивает традиционный бизнес к развитию.

В условиях цифровой трансформации бизнеса убер-модель не конкурирует с традиционными организационными структурами, а сливается с ними. Например, некоторые крупные игроки просто встраивают стартап-проекты в свои бизнес-процессы. Яркий пример — ретейлеры Walmart или IKEA, которые оптимизировали собственные линейные структуры, заменив их на сервисы бытовых услуг. Штат сборщиков мебели или техников-настройщиков им больше не нужен, а взаимодействие с клиентами саморегулируется в рамках ИТ-платформы.

Уберизация рынка труда проходит не только в среде синих воротничков, но затрагивает и белые. Речь идет о высококвалифицированных специалистах с узкой экспертизой, которых можно привлекать по запросу. Лидер глобального рынка экспертных платформ — США. Там в последние пять лет ниша «интеллектуального убера» растет в среднем на 6,9% в год. В прошлом году совокупная доходность платформ составила $860 млн.

Если смотреть на уберизацию еще шире — не только как на возможность оптимизировать какие-то отдельные департаменты, — то становится понятно, что этот феномен неизбежно станет частью ДНК любой современной компании. Использование цифровых платформ по привлечению наиболее эффективных исполнителей позволяет вести проектную деятельность в принципиально новом формате.

Проектная деятельность: как и зачем

На смену стандартным организационным структурам (жестко закрепленным отделам, где у каждого сотрудника очерчен неизменный круг обязанностей) приходит проектный подход, или business aguility management. Это значит, что под каждую конкретную задачу или процесс формируются гибкие команды, которые могут состоять как из штатных сотрудников, так и из привлеченных экспертов со стороны (в зависимости от требуемых компетенций). После завершения проекта и выплат согласно KPI сотрудники переходят на другие задачи либо покидают организацию. Так работает большинство крупных инновационных компаний вроде Amazon и Netflix.

Проектный подход позволяет оптимизировать расходы. Согласно исследованию IDC, компании из списка Fortune 500 ежегодно теряют $31,5 млрд, поскольку неэффективно применяют знания. Утечки складываются из совокупности факторов: дублирования проделанной работы; расходов на внешних консультантов в то время, когда нужные компетенции уже существуют внутри организации, или напротив, стоимости совершенных ошибок из-за недостаточности знаний основного персонала.

В основе проектного подхода лежит несколько принципов.