РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Алена Макова

Просто спросите эксперта: как превратить корпподарки в инструмент бизнеса

Маркетинг Статьи РБК
Алена Макова, основательница агентства Podarking, отвечает на вопросы читателей «РБК Pro» и рассказывает, как выбирать подарки для сотрудников, клиентов и партнеров и превратить корпоративные подарки в эффективный инструмент бизнеса

«Просто спросите эксперта» — рубрика «РБК Pro» в социальных сетях, в которой подписчики могут задать вопрос одному из наших экспертов-практиков.

Раз в две недели, по понедельникам, мы представляем специалиста из конкретного сегмента бизнеса — строительства, маркетинга, HR, промышленности, ИT и других. В пятницу публикуем ответы, полезные рекомендации и инструкции от эксперта.

Корпоративные подарки для партнеров

Насколько этично вместо подарка говорить о том, что компания передала деньги на благотворительность? В каких случаях это работает, а в каких — нет?

По моему мнению, стоит отдельно строить программу КСО и отдельно заниматься корпоративными подарками, так как при правильном отношении корпоративные подарки — это полноценный инструмент развития бизнеса, приносящий возврат на инвестиции. К сожалению, сейчас часто решение отдать бюджет на благотворительность возникает тогда, когда компания не смогла выбрать подарок или не успела получить заказ по срокам. Есть, однако, и довольно эффективное развитие этой темы, набирающее популярность, — дарить подарки, которые производятся социальными предпринимателями. То есть на их производстве могут работать люди с ограниченными возможностями или нарушениями или часть прибыли идет на социальные проекты, развитие сообщества, территории. В этой сфере довольно много действительно интересных проектов и приятных вещей, которые закрывают одновременно две задачи — корпоративной социальной ответственности и подарков.

Какие подарки выбирать для потенциальных клиентов в сфере строительства?

Подарок должен отражать вашу сферу деятельности, остаться с получателем и максимально часто попадаться ему на глаза, и чтобы при виде подарка в голове у клиента каждый раз щелкало: «О, может, они могут, надо позвонить». Сложно говорить, не зная бюджета, но общая логика такая: представьте, как проходит каждый день вашего клиента, какие вещи он использует в течение дня — холдер для карт и денег, рулетку для измерений, многоразовые бахилы для стройки, пропуск (чехол и лента для пропуска), термокружку, телефон (кармашек для телефона для карт с классной надписью/рисунком), паспорт (обложка на паспорт), автомобиль (брелок для ключей) и т.д.

Как рассчитать бюджет корпоративного подарка, чтобы не выглядело дешево, но в то же время не воспринималось как взятка?

Как правило, есть несколько категорий подарков: эконом — до 1000 руб., стандарт — 1000–2000 руб., VIP — от 3000 руб. и до бесконечности. Согласно налоговому законодательству, допустимый бюджет составляет до 4000 руб. Если вы подарите набор из нескольких предметов, будет сложнее понять его общую стоимость. Есть брендовые вещи, стоимость которых всем понятна, — это аксессуары премиальных марок или гаджеты. Но уверена, получатели сами не будут вычислять стоимость подарка.

Нашей газете исполняется 30 лет, какие сувениры дарить партнерам?

Я рекомендую обыграть цифру 30: подарки размером 30 см, весом 30 г или просто упаковка с цифрой 3 и предметом овальной формы, который выглядел бы как «ноль» в этой конструкции.

Еще можно использовать заголовки ваших материалов-хитов за 30 лет и нанести их на головоломку или чашку с подписью вроде «30 лет делаем ваше утро информативным».

Насколько хорошо и эффективно делать подарки на традиционные и профессиональные праздники?

Я продвигаю идею того, что лучше дарить подарки не в общепринятые праздники, чтобы получить 100% внимания получателя. Лучше придумать свой праздник, просто выдумать его и сделать традицией или найти международный день чего-нибудь или исторический факт, связанный с датой, и в честь него поздравлять подарком. Это неожиданно: приятно получить подарок-сюрприз, и ваш подарок будет единственный и уникальный в этот день, а не в череде даров, которые несут в офисы курьеры. Профессиональные праздники в этом плане некое промежуточное решение, они не такие массовые, как Новый год и гендерные праздники.

Подарки для клиентов

Наш копицентр перед Новым годом дарит клиентам шоколадки, потому что сувенирка приелась.

В целом это хорошая идея, я бы только добавила в нее интерактива. Например, забавные предсказания внутри с хештегом копицентра, чтобы людям хотелось ими поделиться в соцсетях, и это работало в качестве дополнительной рекламы для вас. Также это могут быть бонусные шоколадки-лотерея, дающие возможность выиграть скидку на следующий заказ или бесплатную страничку, чтобы мотивировать клиента снова воспользоваться услугами вашего центра.

Что подарить клиентам из разных отраслей промышленности (металлургия, оптика) с бюджетом 2–3 тыс. руб. на человека?

В таком случае лучше придумывать подарок, отталкиваясь от вашей сферы деятельности, а не от сферы деятельности клиентов. Если все-таки идти от индустрии получателей, то стоит обыгрывать характерные для них фразы, словосочетания, процессы. Так, мы для металлургов делали подарок с шутливым объяснением процесса выплавки стали на примере алкоголя и консервов в железной банке, получилось: «Прогреть печь (выпить рюмку), загрузить железо (содержимое железной банки), продуть шихту для процесса окисления (вдохнуть полной грудью)». Это может быть также набор с какой-то интересной едой (почти всегда беспроигрышный вариант) или практичные аксессуары хорошего качества (термокружки, зарядки, мультитулы, кожаные аксессуары).

Что может стать универсальным подарком для клиентов (не дороже 100 руб./штука), чтобы можно было заложить в конечную стоимость товара?

С учетом такого бюджета это может быть что-то съедобное (печенье с предсказанием, конфетка, мини-варенье). Вы можете также договориться с сетью кофеен и дарить, например, купон на чашку кофе для заряда бодрости. Если честно, обычно я рекомендую или не дарить ничего, или хотя бы немного увеличить бюджет, потому что 100 руб. — очень скромная сумма для любых вариантов подарков, кроме вышеперечисленных.

Каким должен быть подарок для VIP-клиентов от туроператора по Камчатке?

Рекомендую дарить местный деликатес в красивом и необычном оформлении, например, в ящичке с гравировкой карты Камчатки. Можно привлечь известного фотографа и подарить его фото Камчатки в раме с автографом и указанием, что это ограниченная номерная серия этого снимка, напечатанная специально для ваших клиентов. Другой вариант — подарить пустую рамку и в ней открытку с предложением напечатать и прислать им их любимое фото из поездки, чтобы почаще вспоминать о моментах из путешествия.

Подарки для сотрудников

Что подарить сотрудникам на Новый год, если нет бюджета?

Можно провести игру Secret Santa, когда все вытягивают имя коллеги, которому они должны сделать тайный подарок, обычно это удачно проходит в офисе, и у каждого будет ощущение полученного подарка. Можно подарить выходной с красивым письмом-легендой о том, что так часто не хватает времени, чтобы просто провести день для себя, и вы решили всем такой день подарить в дату на их выбор.

Предложите устроить конкурс на лучшую рождественскую сладость в офисе, чтобы все приготовили свой любимый рецепт и угостили коллег, можно параллельно устроить роспись пряников — потратитесь чуть-чуть на глазурь и пряничные заготовки, а каждый унесет задекорированный им пряник.

Что подарить руководителю крупной организации — партнеру бизнеса? Бюджет около 25 тыс. руб. на человека. Подарки для него и для нее.

Всегда лучше работают персонализированные подарки — если вы узнаете что-то об увлечениях этих людей, подберете подарок в эту тематику и напишете рукописную открытку с рассказом, почему выбрали для них такой подарок, а не с шаблонным текстом поздравления, то скорее всего они будут тронуты. Таких людей обычно сложно удивить предметами, поэтому стоит пойти по пути эмоций и выбрать то, что вызовет у них улыбку, приятные воспоминания. Это может быть ностальгический предмет из периода детства, подарок с юмором, если это уместно, редкий исторический предмет-артефакт, например старинный ж/д билет или сберкнижка (в зависимости от сферы деятельности). Если это подарок на день рождения, то это могут быть ретропластинки с хитами года рождения именинника или запонки из настоящих монет того года.

Зачем делать подарки новым сотрудникам компании? Как еще использовать подарки или сувениры для внутренних коммуникаций, чтобы это не выглядело «забрендировано»?

Это создает ощущение причастности, принадлежности к компании, ощущение, что тебя тут ждали и позаботились о том, чтобы выход на новую работу был приятным и радостным. Если компания человеку нравится, то люди рады демонстрировать через мерч свое место работы и при этом фактически становятся рекламой HR-бренда. Совет не делать этот брендинг очень крупным, лучше он будет аккуратным и лаконичным или отражаться в дизайне корпоративными цветами, попробовать сделать его чуть интереснее, а не ставить лого на груди. Мы однажды клиенту на день рекламщика для сотрудников делали коробочки с пряником с картинкой-шуткой: каждый утром обнаружил на рабочем месте такой подарок и обменивался с коллегами, у кого какая шутка попалась. И сколько было постов в соцсетях! Пряник за 200 руб. отлично сработал для рекламы компании как работодателя и хорошего настроения сотрудников.

Подарки как бизнес

Мы занимаемся новогодними подарками — кондитерские наборы в разной упаковке. Некоторые считают, что конфеты — это не вариант для подарка. Неужели сторонники ЗОЖ — потерянная для нас аудитория? Как и чем разнообразить кондитерские наборы, чтобы целевая аудитория не сужалась, а расширялась?

Есть тренд на ЗОЖ, но думаю, он не оказывает сильного влияния на сферу корпоративных подарков. Клиенты не отказываются от элитного шоколада, конфет ручной работы, да и обычных сладостей. Все это остается желанным и покупаемым подарком. Для расширения ниши можно добавить в ассортимент несколько ЗОЖ-продуктов: наборов с полезными конфетами из фиников, шоколадом без сахара, сейчас их довольно много на рынке. Еще совет — дополнять сладости полезными предметами, составные подарки пользуются бóльшим спросом. Например, к подарку на Новый год добавить чашку, гирлянду, книгу, чай, мед. Если речь про детские подарки — добавляйте к конфетам игры, книги, научные эксперименты, наборы для творчества. Клиент обычно хочет получить готовый составной подарок.