Какие подходы к внедрению Agile используют крупные корпорации
Agile — это подход к организации рабочего процесса, который отлично работает в стартапах и небольших компаниях. Исторически Agile представляет собой простой набор ценностей и принципов, описанных в 2001 году группой энтузиастов из числа разработчиков программного обеспечения в кратком документе, известном как Agile-манифест. Сейчас гибкими методами обобщенно называют совокупность конкретных методик организации работ, в числе которых — популярные Scrum (Agile-практика, относящаяся к организации команды), Kanban (система организации производства и снабжения, позволяющая реализовать принцип «точно в срок») и дизайн-мышление (методология решения инженерных, деловых и прочих задач, основывающаяся на творческом, а не аналитическом подходе).
Крупные игроки также не обходят методологию стороной. Главные ее сторонники — ИТ-компании, страховщики, банки и телеком — все те, кому постоянно приходится адаптироваться к требованиям клиентов. Идеи Agile находят применение и в производственном секторе, прежде всего в подразделениях, которые создают новые продукты. Гибкой методологией пользуются чиновники правительства Москвы и Минобразования РФ.
Есть масса успешных примеров работы с Agile, но и негативного опыта у крупных игроков тоже достаточно. Многие компании внедрили у себя Agile, поддавшись моде. И только сейчас приходят к осознанию того, что это не волшебная пилюля. Agile имеет ограничения и подразумевает значительные преобразования внутри компании. Он требует определенного уровня организационной зрелости, подходящей корпоративной культуры, поддержки со стороны руководства, воли для внедрения и постоянного обучения персонала. При этом трансформируется и сама методология.
Зачем нужен Agile, если есть классический подход
В ходе эволюции в некоторых крупных организациях классический проектный менеджмент превратился в бюрократическую дисциплину, нацеленную на перераспределение ответственности. В некоторых случаях это стало приводить к абсурдным ситуациям, при которых даже незначительные изменения обрастали большим количеством согласующих лиц, процедур, документов, различных комитетов, сводя на нет возможность любых преобразований. Понимая, что проводить изменения в рамках бюрократической фабрики затруднительно, рынок озаботился поиском новой идеи. Ею стал Agile, который заявляет о приоритете результата и интересов потребителя над внутренними процедурами и документами.
Наиболее широко Agile распространен в сфере информационных технологий, а именно в разработке ПО. Гибкие методы прочно обосновались в процессах создания софта для e-commerce, банкинга, коммуникаций и всех тех областей, где скорость реакции разработчиков на потребности заказчика должна быть максимальной.
Когда интернет-гиганты успешно внедрили Agile, он начал экспансию далеко за пределы сферы разработки ПО. Об использовании Agile сообщают Bosch, Tesla и SpaceX.
Agile уходит в реальный сектор
Методология Agile плохо подходит для контроля производственных процессов, но может применяться в менеджменте, маркетинге и продажах.
Гибкие методы, применяемые совместно или по отдельности, позволяют: