Материал раздела Основной

В поисках «эликсира здоровья»: чем запомнится 2019 год районным ТЦ

Акоп Сейсян, исполнительный директор RealJet, подводит итоги года на рынке торговой недвижимости: рассказывает, с какими новыми вызовами сталкиваются районные ТЦ и почему именно они становятся законодателями трендов
Фото: Marcin Kempa / Unsplash
Фото: Marcin Kempa / Unsplash

Торговые центры оставались самым привлекательным и интересным ретейл-форматом в 2019 году. Однако сегмент продолжает сталкиваться с вызовами нового времени: стремительным устареванием концепций, усилением влияния e-commerce и изменением поведения покупателей, которые теперь реже посещают даже «магазины у дома», а когда посещают, то хотят многого и почти даром.

Очевидно, что «районники» нового поколения станут законодателями трендов в сегменте в новом году. Хотя бы потому, что большинство действующих районных ТЦ по-прежнему одной ногой стоят в девяностых и нулевых.

Выйду за порог

В 2019 году время стало еще большей ценностью, доходы населения снова упали, а на авансцену рынка все активнее выходят новые поколения покупателей. Они не только на «ты» с интернетом, но в принципе перестали выделять шопинг в категорию жизненно важной потребности. В их картине мира даже самые крутые торговые центры конкурируют с парками, кинотеатрами и мастер-классами, а тележки из гипермаркетов — с поездками выходного дня, которые сегодня можно найти по цене пресловутой продуктовой корзины.

Очевидно, что в этих условиях торговым центрам становится все сложнее оставаться на плаву. Пока мало кто из девелоперов и управляющих компаний придумал эффективный «эликсир здоровья» для своих ТЦ, но выход ищут все без исключения: пытаются экспериментировать, внедряют новые ретейл-форматы, перенимают успешный опыт друг друга.

Рекомендуем
Закрепляйте знания на практике с опцией Eduson
Вас ждут 108 видеокурсов и 158 онлайн-тренажеров
Подключить опцию

Концепция с реконцепцией

В 2019 году московские и петербургские «районники» продолжали переживать бум реконцепций. Напомню, что большинство этих объектов строились или перестраивались из советских магазинов в конце девяностых-нулевых. Владели ими непрофессиональные или случайные собственники, считавшие, что ТЦ не нужна ни управляющая компания, ни брокеридж, ни концепция в принципе — «и так работают». Собственно, девелоперы почти не проиграли — «районники» продержались в старом виде дольше всех именно за счет локации и отсутствия конкуренции (особенно после «ночи длинных ковшей» со сносом павильонов и киосков).