РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Найду без «Байду»: как Китай избавляется от диктатуры поисковиков

Разработка ПО Статьи РБК
Крупнейшая поисковая система Китая впервые за 14 лет отчиталась об убытках по итогам первых трех месяцев года. Доходы от рекламы уходят в руки разработчиков мобильных приложений, в которые встроен собственный поиск
Робин Ли
Робин Ли (Фото: Ng Han Guan / AP)

На Западе все чаще обсуждается проблема диктатуры поисковиков — публицисты жалуются, что Google может искажать реальную картину мира, продвигая те или иные товары и услуги. Доминирование поисковиков в инфосфере все сильнее подрывает и традиционную рекламную модель, 15–20 лет являвшуюся основой монетизации интернет-СМИ.

Китай смог решить эту проблему. Навигация в интернете тут развивалась своим путем: китайцы активно ищут нужные им услуги не только через крупнейший поисковик страны «Байду», но и через множество поисковых систем, встроенных в мобильные приложения самых разных компаний. Это стало возможным во многом потому, что Китай оказался одной из первых крупных стран, где большинство пользователей стали потреблять онлайн-контент с помощью смартфонов.