РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Найду без «Байду»: как Китай избавляется от диктатуры поисковиков

Маркетинг Статьи РБК
Крупнейшая поисковая система Китая впервые за 14 лет отчиталась об убытках по итогам первых трех месяцев года. Доходы от рекламы уходят в руки разработчиков мобильных приложений, в которые встроен собственный поиск
Робин Ли
Робин Ли (Фото: Ng Han Guan / AP)

На Западе все чаще обсуждается проблема диктатуры поисковиков — публицисты жалуются, что Google может искажать реальную картину мира, продвигая те или иные товары и услуги. Доминирование поисковиков в инфосфере все сильнее подрывает и традиционную рекламную модель, 15–20 лет являвшуюся основой монетизации интернет-СМИ.

Китай смог решить эту проблему. Навигация в интернете тут развивалась своим путем: китайцы активно ищут нужные им услуги не только через крупнейший поисковик страны «Байду», но и через множество поисковых систем, встроенных в мобильные приложения самых разных компаний. Это стало возможным во многом потому, что Китай оказался одной из первых крупных стран, где большинство пользователей стали потреблять онлайн-контент с помощью смартфонов.