РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Черная «черная пятница»: какие болевые точки вскрывают пиковые нагрузки

Ретейл Логистика Статьи РБК
Наталья Милехина, эксперт по бизнес-решениям вендора облачных решений для управления цепочками поставок Generix Group Vostok, рассказала о том, как «черная пятница» помогает ретейлерам осознать свои проблемы
Фото:Сергей Бобылев/ТАСС
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

В конце ноября весь мир готовится к одной из самых масштабных распродаж — «черной пятнице». В 2018 году, по данным Black-Friday.Global, рост продаж в дни акций составил в среднем 663% по сравнению с обычными днями. В России этот показатель дошел до 527%.

Как это часто бывает, периоды пиковых нагрузок не столько создают новые проблемы, сколько вскрывают болевые точки — неэффективное пополнение запасов, негибкость цепочки поставок, высокое время отклика на запросы потребителей и непрозрачность в принятии решений. Несмотря на скидки и акции, повышенный покупательский интерес в периоды подобных распродаж иногда обращается для продавца негативом.

«Черная пятница» может быть праздником не только для покупателя, но и для продавца. Для этого нужно помнить несколько простых правил, которые позволяют извлечь из распродажи максимум прибыли и избежать рисков.

Заботиться о клиентах

В этом году в акции принимают участие более 200 онлайн-площадок, поэтому просто снижать цены недостаточно. В «черную пятницу» побеждают магазины, которые предлагают высокий уровень сервиса.

По данным PwC, Россия входит в топ-3 стран, жители которых ожидают доставку товаров в выбранный временной промежуток (12%) или в течение нескольких часов, или одного дня (33%). При этом 74% россиян обозначили скорость доставки в качестве важнейшего критерия выбора магазина.

В этом году торговая площадка АлиЭкспресс провела в России китайский аналог «черной пятницы» — масштабную распродажу 11 ноября в День холостяка. За несколько дней до старта акции компания объявила о сокращении сроков доставки товаров в Россию до десяти дней. Результат не заставил себя ждать — общая сумма покупок на площадке за два дня распродажи составила 17,2 млрд руб., что эквивалентно онлайн-выручке некоторых российских ретейлеров за год. Что примечательно, на товары российских компаний, торгующих через китайскую площадку, пришлось всего 15%, или 2,58 млрд руб. от всего объема.