РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Эффект лени: зачем заставлять сотрудников меньше работать

HR Менеджмент Статьи Bloomberg
Традиция сидеть в офисе допоздна может снизить почасовую производительность труда. Bloomberg разбирался, есть ли смысл отправлять сотрудников домой раньше времени
Фото:Product School/Unsplash
Фото: Product School/Unsplash

В ситкоме «Офис» незадачливый руководитель только и делает, что отвлекает от работы несчастных сотрудников филиала бумажной компании. Каким-то чудом именно этот филиал становится самым прибыльным подразделением компании. Вряд ли фанаты сериала догадывались об этом, но, кажется, такой сценарий не так уж далек от реальности.

В прошлом году в японском представительстве Microsoft провели эксперимент. В стране, где все привыкли работать допоздна, сотрудникам на протяжении пяти недель подряд давали по три выходных вместо двух. Выручка компании выросла на 40% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а филиалу удалось сэкономить на электрические и сократить затраты на печать и копирование документов.

Чтобы подтвердить результаты эксперимента, конечно, нужен более системный подход. Рост продаж в летний период можно объяснить множеством других факторов. Чтобы убедиться, что сокращение рабочих часов действительно повышает продуктивность, компаниям следует вводить подобные программы в определенных офисах, а в других подразделениях — оставлять все по-прежнему и затем сравнивать результаты.

Но есть и основания полагать, что речь идет не о простом совпадении. Похожий эксперимент новозеландской компании показал аналогичные результаты. А исследование экономиста Стэндфордского университета Джона Пенкавела, проводившего исследование среди работников завода по производству боеприпасов во время Первой мировой войны, показало, что чем больше люди работают, тем ниже становится почасовая производительность труда.

Несложно предположить, в чем может быть дело. Длительная работа вызывает как моральную, так и физическую усталость. Как правило, эта усталость не проходит за пару часов. Она длится весь следующий день. Работник, который возвращается в офис после нескольких часов отдыха, не слишком продуктивен. Следующий день изматывает его еще больше, и круг начинается заново. В итоге работник начинает совершать ошибки, работает медленнее, перестает проявлять инициативу, когда речь заходит о решении проблем или использовании новых возможностей.

Еще одна причина, по которой длинный рабочий день может привести к снижению продуктивности, заключается в отсутствии дел. Какие-то задачи можно выполнять в любой момент, другие — только в запланированное время. Сервис доставки еды из ресторанов не может начать доставлять еду, если нет заказов. Менеджер по продажам вынужден ждать встречи, подстраиваясь под расписание клиентов. Конечно, работник всегда может найти, чем ему заняться. Но полезность этого занятия час от часу становится все меньше. В итоге пол-офиса строчат посты в Twitter или переписываются с другими незанятыми коллегами, так же смиренно ожидающими конца дня.