РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Андрей Юдников

Стартапы в России. Проблемы развития на примере рынка видеонаблюдения

Инвестиции Статьи РБК
О том, почему число успешных отечественных стартапов не растет из года в год, на примере сегмента видеонаблюдения

По данным исследования РВК и PwC, в первой половине 2019 года средняя сумма инвестиций в стартапы по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличилась с $1,2 млн до $2,9 млн. Однако количество успешных стартапов из года в год остается на стабильно низком уровне. Рассмотрим возможные причины слабой конверсии.

Начиная с 2016 года обозначилась позитивная динамика на стартап-рынке России: развивается сфера инвестиционной деятельности, появляются новые игроки, готовые вкладывать в стартапы. Больше инвестиций стартапы привлекают на стадиях A и B — в 2018 году 77% всех инвестиционных сделок пришлось на стадию расширения бизнеса, а годом ранее их доля составляла 68%.

Кроме того, российские фонды выходят за рамки местного рынка и начинают активно вкладывать в интернациональные проекты. По данным исследования, за первые шесть месяцев 2019 года российские фонды участвовали в 32 раундах инвестиций в зарубежные стартапы. Общая сумма раундов, в которых российские инвесторы участвовали совместно с зарубежными фондами, составила $860 млн.

Однако эксперты отмечают, что на рынке наблюдается недостаток проектов, готовых к масштабированию. По данным исследования «Стартап Барометр России 2019», 67% ИТ-предпринимателей получают от 70 до 100% дохода внутри страны. В сегменте видеонаблюдения по пальцам можно пересчитать российские проекты с потенциалом выхода на международные рынки.

Причины дисбаланса

Россия исторически сильна с технологической точки зрения, но категорически отстает в вопросах продуктовой экспертизы. Другими словами, мы очень хорошо умеем разрабатывать, но плохо понимаем, что с разработкой в частности и с бизнесом в целом делать дальше, как продавать. Возможное решение проблемы — привлечение экспертизы со стороны product- и sales-менеджмента. Дополнительные компетенции помогут решить задачи на локальном рынке и позволят улучшить перспективы выхода на международную арену.

Недоразвитость инвестиционного рынка России связана еще и с отсутствием стратегов — компаний, готовых купить стартап, чтобы обеспечить ликвидность инвестиций по нужной для фондов оценке. Это ограничение не позволяет рассчитывать на серьезное привлечение, особенно частных денег, в России. Можно выделить только несколько активных игроков, которые хотя бы пытаются сформировать у нас рынок стратегов — некоторые операторы связи и ряд государственных компаний («Ростех», Сбербанк).

Определение возможности выхода из проекта для инвестора отличает зрелую компанию, направленную на стратегическое развитие. Ведь рано или поздно, после всех раундов инвестиций, встанет вопрос: «А что делать дальше?» Ответ на него позволит команде проекта заложить основу для привлечения инвесторов на ранней стадии развития бизнеса.

Плюсы и минусы узкой специализации

Дилемма для стартапа — хранить «верность» одному продуктовому решению или заранее планировать расширение портфеля? Фокус на одной разработке в случае начинающего проекта имеет как положительные, так и отрицательные стороны.