Бизнес на генетическом уровне: куда движется рынок ДНК-тестирования
Кто есть кто на мировом рынке генетических исследований
На рынке генетических исследований в сегменте прямого взаимодействия с потребителем (Direct-to-Consumer — DTC) доступно более 400 продуктов примерно от 300 компаний. Но расшифровка генома мало кого интересует. Клиенты ждут рекомендаций по поддержанию здоровья и питания или инструкций по составлению персональной аптечки.
- 23andMe
Ключевыми игроками на рынке считаются пионеры с американской пропиской. Компания 23andMe еще в 2006 году стала расшифровывать геном с прицелом на особенности здоровья. Попутно клиенту сообщали забавную информацию, например о том, влажная у него сера в ушных раковинах или сухая. Сервис быстро набрал популярность, тем более что у него появилась социальная составляющая: генетические данные 25 тыс. добровольцев использовались для исследования биполярного расстройства, шизофрении и других заболеваний.
- Ancestry.com
Еще один знаковый игрок на рынке — американская Ancestry.com. Она начинала как сервис для написания генеалогического древа с использованием генетических подсказок, а сейчас продает домашние ДНК-тесты.
- Helix
«Дочка» американской Illumina — компания Helix — пошла еще дальше и два года назад запустила целый маркетплейс генетических исследований. Его выход на рынок сопровождался громкими социальными инициативами, например попытками с помощью скринингов (система первичного обследования групп клинически бессимптомных лиц для выявления случаев заболевания. — «РБК Pro») выявить закономерности в случаях сердечных приступов у разных людей.
В Европе заметный игрок — проект из Великобритании DNAFit, в Китае — 23Mofang.
Генетика по-российски
На общемировом фоне отечественный рынок потребительских генетических исследований выглядит пока достаточно скромно. Его объем, по моим оценкам, не превышает 500 млн руб. В последние годы он прибавляет примерно 25% ежегодно.