Опубликовано 03.12.2019, 10:32
Рынок автосервисов в 2018 году, по данным «Автостата», вырос на 8,6%, до 300,6 млрд руб. В РФ работает 75 тыс. точек продаж и обслуживания авто, лишь 3,5 тыс. из них — официальные дилеры.
Большинство российских автосервисов разного масштаба ограниченно использует в работе цифровые технологии либо не использует их вовсе. Наш недавний опрос по более чем 1,1 тыс. автосервисов Московского региона* показал, что лишь 25% внедрили технологии во все ключевые процессы — обработку клиентских обращений, закупку запчастей, расчет экономики и привлечение клиентов. Это сказывается не только на эффективности деятельности станций обслуживания, но и на отношении клиентов к автосервисам в целом. По данным совместного исследования «Автостат» и Mail.Ru, подавляющее число клиентов, обращающихся за помощью в автосервисы, испытывает беспокойство — об этом сообщили 73% респондентов (интернет-опрос был проведен в июле 2017 года, общее количество его участников — 8820 человек). Кроме того:
Болевые точки автотехцентров можно разделить на четыре группы.
Согласно данным нашего опроса, более 20% автосервисов предпочитают закупать оригинальные и неоригинальные детали у единственного «проверенного поставщика» или в «магазине за углом». Исходя из того, что даже у крупных оптовых поставщиков стоимость на одну и ту же деталь может разниться на 15–20%, автосервисы упускают прибыль от закупки запчастей по более низкой стоимости и рискуют потерять клиента, недовольного высокой стоимостью запчасти (автотехцентры, как правило, фиксируют свою норму прибыли на детали).
Даже если мастера-приемщики или менеджеры по запчастям сравнивают стоимость деталей у разных поставщиков, они делают это вручную в двух-трех онлайн-кабинетах поставщиков. Это при том, что только в Москве не менее 15 крупнейших поставщиков. С ростом количества оцениваемых поставщиков растут трудозатраты на получение оптимальной цены.
Другая проблема — отсутствие экспресс-доставки (в течение одного-двух часов) запчастей в автосервисы, поскольку оптовые поставщики не могут обеспечить требуемой оперативности. При этом содержание собственной службы доставки может быть дорогим и слабо масштабируемым с ростом заказов.
Затраты автосервисов обычно складываются из следующих основных статей: