Материал раздела Основной

Как владельцы автосервисов старой закалки теряют прибыль

Большинство российских автосервисов работает по старинке, не используя цифровые технологии и теряя из-за этого деньги. Владислав Матчин, основатель платформы по поиску и бронированию автосервисных услуг Yez.ru, рассказывает, как предотвратить эти потери
Фото: PA Images / ТАСС
Фото: PA Images / ТАСС

Рынок автосервисов в 2018 году, по данным «Автостата», вырос на 8,6%, до 300,6 млрд руб. В РФ работает 75 тыс. точек продаж и обслуживания авто, лишь 3,5 тыс. из них — официальные дилеры.

Большинство российских автосервисов разного масштаба ограниченно использует в работе цифровые технологии либо не использует их вовсе. Наш недавний опрос по более чем 1,1 тыс. автосервисов Московского региона* показал, что лишь 25% внедрили технологии во все ключевые процессы — обработку клиентских обращений, закупку запчастей, расчет экономики и привлечение клиентов. Это сказывается не только на эффективности деятельности станций обслуживания, но и на отношении клиентов к автосервисам в целом. По данным совместного исследования «Автостат» и Mail.Ru, подавляющее число клиентов, обращающихся за помощью в автосервисы, испытывает беспокойство — об этом сообщили 73% респондентов (интернет-опрос был проведен в июле 2017 года, общее количество его участников — 8820 человек). Кроме того:

  • 42% клиентов ожидают навязывания ненужных работ или услуг;
  • 39% подозревают, что работы выполнены некачественно;
  • 22% опасаются несоответствия конечной цены заявленной;
  • 19% думают, что им установят запчасти низкого качества.

Болевые точки автотехцентров можно разделить на четыре группы.

1. Неэффективная закупка запчастей

Согласно данным нашего опроса, более 20% автосервисов предпочитают закупать оригинальные и неоригинальные детали у единственного «проверенного поставщика» или в «магазине за углом». Исходя из того, что даже у крупных оптовых поставщиков стоимость на одну и ту же деталь может разниться на 15–20%, автосервисы упускают прибыль от закупки запчастей по более низкой стоимости и рискуют потерять клиента, недовольного высокой стоимостью запчасти (автотехцентры, как правило, фиксируют свою норму прибыли на детали).

Даже если мастера-приемщики или менеджеры по запчастям сравнивают стоимость деталей у разных поставщиков, они делают это вручную в двух-трех онлайн-кабинетах поставщиков. Это при том, что только в Москве не менее 15 крупнейших поставщиков. С ростом количества оцениваемых поставщиков растут трудозатраты на получение оптимальной цены.

Другая проблема — отсутствие экспресс-доставки (в течение одного-двух часов) запчастей в автосервисы, поскольку оптовые поставщики не могут обеспечить требуемой оперативности. При этом содержание собственной службы доставки может быть дорогим и слабо масштабируемым с ростом заказов.

Решение проблемы

  • Установка ПО, позволяющего одновременно получать цену на запчасти у неограниченного количества поставщиков (например, QWEP, ABCP, Parttrader). При эффективном использовании экономия автосервиса с месячным бюджетом на запчасти в 1,5 млн руб. может составить до 100 тыс. руб. Это с запасом покрывает зарплату одного мастера-приемщика.
  • Интеграция служб экспресс-доставки: получение автосервисами доступов к личным кабинетам в сервисах доставки (например, Gett, Dostavista). Полученная выгода в виде выручки от приема клиентов, которым нужна оперативная помощь, при общем обороте автосервиса в 2,5 млн руб. может доходить до 10%.
Рекомендуем
Рабочие встречи: как к ним готовиться и проводить
Какие собрания нужны, а от каких стоит отказаться, поможет понять интенсив РБК Pro
Пройти интенсив

2. Неоптимальная экономика автосервиса

Затраты автосервисов обычно складываются из следующих основных статей: