Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 90₽ 30₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
PRO Все новости
Успех фитнес-центров: что учесть, чтобы не провалиться Услуги, 13 дек, 17:57 Различий нет: Анастасия Бородина — о психологии начальников и подчиненных HR, 13 дек, 16:58  Просто спросите эксперта: наем продавцов и руководителей в ретейле HR, 13 дек, 16:28 Матери-основательницы: как сеть детсадов выручает ₽200 млн на билингвах Услуги, 13 дек, 16:26 Музыкальные технологии: на чем можно заработать. Дайджест иностранных СМИ IT, 13 дек, 15:59 Что ждет бизнес от закона о цифровых финансовых активах Право, 13 дек, 15:03 Стопроцентный рост: с какими показателями FMCG покоряет онлайн Потребительские товары, 13 дек, 14:00 Регион избалованных кандидатов: как нанять сотрудников в Азии HR, 13 дек, 12:56 Как «ПИК-Индустрия» использует принципы McDonald's и Uber на стройке Строительство, 13 дек, 11:55 Почему большинство онлайн-сервисов так и не запускается IT, 13 дек, 10:57 Как Chanel собралась одолеть гигантов рынка элитных часов — Bloomberg Маркетинг, 13 дек, 10:06 Как лейбл из XIX века приспосабливается к «цифре» IT, 13 дек, 09:12 Открыть бизнес в новой стране: пять советов эксперта платежной отрасли Интернет-торговля, 13 дек, 07:45 Банки обсуждают новые меры борьбы с переводами средств мошенникам Финансы, 13 дек, 07:00
 
0 
Как владельцы автосервисов старой закалки теряют прибыль
Услуги
Большинство российских автосервисов работает по старинке, не используя цифровые технологии и теряя из-за этого деньги. Владислав Матчин, основатель платформы по поиску и бронированию автосервисных услуг Yez.ru, рассказывает, как предотвратить эти потери
Фото: PA Images / ТАСС

Рынок автосервисов в 2018 году, по данным «Автостата», вырос на 8,6%, до 300,6 млрд руб. В РФ работает 75 тыс. точек продаж и обслуживания авто, лишь 3,5 тыс. из них — официальные дилеры.

Большинство российских автосервисов разного масштаба ограниченно использует в работе цифровые технологии либо не использует их вовсе. Наш недавний опрос по более чем 1,1 тыс. автосервисов Московского региона* показал, что лишь 25% внедрили технологии во все ключевые процессы — обработку клиентских обращений, закупку запчастей, расчет экономики и привлечение клиентов. Это сказывается не только на эффективности деятельности станций обслуживания, но и на отношении клиентов к автосервисам в целом. По данным совместного исследования «Автостат» и Mail.Ru, подавляющее число клиентов, обращающихся за помощью в автосервисы, испытывает беспокойство — об этом сообщили 73% респондентов (интернет-опрос был проведен в июле 2017 года, общее количество его участников — 8820 человек). Кроме того:

  • 42% клиентов ожидают навязывания ненужных работ или услуг;
  • 39% подозревают, что работы выполнены некачественно;
  • 22% опасаются несоответствия конечной цены заявленной;
  • 19% думают, что им установят запчасти низкого качества.

Болевые точки автотехцентров можно разделить на четыре группы.

1. Неэффективная закупка запчастей

Согласно данным нашего опроса, более 20% автосервисов предпочитают закупать оригинальные и неоригинальные детали у единственного «проверенного поставщика» или в «магазине за углом». Исходя из того, что даже у крупных оптовых поставщиков стоимость на одну и ту же деталь может разниться на 15–20%, автосервисы упускают прибыль от закупки запчастей по более низкой стоимости и рискуют потерять клиента, недовольного высокой стоимостью запчасти (автотехцентры, как правило, фиксируют свою норму прибыли на детали).

Даже если мастера-приемщики или менеджеры по запчастям сравнивают стоимость деталей у разных поставщиков, они делают это вручную в двух-трех онлайн-кабинетах поставщиков. Это при том, что только в Москве не менее 15 крупнейших поставщиков. С ростом количества оцениваемых поставщиков растут трудозатраты на получение оптимальной цены.

Другая проблема — отсутствие экспресс-доставки (в течение одного-двух часов) запчастей в автосервисы, поскольку оптовые поставщики не могут обеспечить требуемой оперативности. При этом содержание собственной службы доставки может быть дорогим и слабо масштабируемым с ростом заказов.

Решение проблемы

  • Установка ПО, позволяющего одновременно получать цену на запчасти у неограниченного количества поставщиков (например, QWEP, ABCP, Parttrader). При эффективном использовании экономия автосервиса с месячным бюджетом на запчасти в 1,5 млн руб. может составить до 100 тыс. руб. Это с запасом покрывает зарплату одного мастера-приемщика.
  • Интеграция служб экспресс-доставки: получение автосервисами доступов к личным кабинетам в сервисах доставки (например, Gett, Dostavista). Полученная выгода в виде выручки от приема клиентов, которым нужна оперативная помощь, при общем обороте автосервиса в 2,5 млн руб. может доходить до 10%.

2. Неоптимальная экономика автосервиса

Затраты автосервисов обычно складываются из следующих основных статей:

  • аренда основного и вторичных помещений;
  • фонд оплаты труда (постоянная и переменная части);
  • закупка запчастей;
  • оснастка и оборудование, включая амортизацию основных средств.

Выручка автосервиса состоит из дохода от продажи запчастей (обычно на него приходится 60–65% от общего дохода) и выполненных работ (оставшиеся 35–40%).

Некоторые автосервисы ориентируются на сиюминутную выгоду, максимизируя текущий денежный поток от клиента. Это приводит к репутационным потерям и оттоку клиентов — даже тех, которые еще недавно были лояльны к компании.

Жизненный пример: в сервис обращается клиент, стоимость ремонта автомобиля которого составляет 15 тыс. руб. Мастер-приемщик, сделав вывод о платежеспособности клиента, завышает стоимость до 20 тыс. руб., желая получить сверхприбыль.

Автовладелец решает сравнить стоимость обслуживания в других автотехцентрах (например, онлайн). Понимает, что его пытаются обмануть, и меняет автосервис.

Компания теряет не 15 тыс. руб., как может подумать приемщик, а 70 тыс. руб., поскольку средний срок сотрудничества с лояльным клиентом составляет три-пять лет. Это без учета того, что лояльный клиент может привести в автосервис своих родственников или друзей. Потеряв клиента, сервис тратит на привлечение нового до 5 тыс. руб.

Еще одна проблема — неэффективное управление загрузкой мощностей автосервиса. Средняя утилизация сервиса в сезон составляет 60–65%, не в сезон может снижаться до 20–30%. Для мониторинга и оперативного анализа загрузки автосервиса (в том числе среднего чека, количества клиентов в единицу времени, постоянных и переменных затрат) вполне подойдут выгрузки из программного обеспечения. Наиболее популярный софт на рынке — решения на базе 1С («1С-Автопредприятие», «Альфа-Авто»), «Автодилер», «Автопредприятие», «Турбосервис».

Решение проблемы

Нужно максимизировать загрузку автосервиса, установив справедливые рыночные цены, и рассматривать ценность клиента не сиюминутно, а за все время работы. Специализированное ПО поможет быстрее и точнее анализировать экономику автосервиса и делать необходимые выводы на основе цифр, а не ощущений менеджеров.

Пожалуйста, представьтесь, чтобы получить бесплатный доступ