Материал раздела Основной

Отсидеться не получится: как оценить эффективность онлайн-курсов

Юлия Шикова, директор учебного центра «Сетевая Академия Ланит» приводит шесть стереотипов, сложившихся вокруг дистанционного образования, помогает взглянуть на него по-новому и оценить результаты обучения

Согласно исследованиям американских и европейских аналитиков, к 2025 году около 2/3 всех образовательных программ будут дистанционными. По данным EdMarket Research, уже сейчас 70% компаний используют онлайн- вкупе с офлайн-обучением. Дистанционные форматы внедряют не только представители крупного и среднего бизнеса, но и организации численностью менее 100 человек. Тем не менее многие компании все еще с недоверием относятся к обучению «на расстоянии», отдавая предпочтение очному формату. Одна из причин этого — стереотипы.

Стереотип № 1. Дистанционное корпоративное обучение — это дорого

Это не всегда так. Одно из преимуществ дистанционного образования — то, что оно позволяет обучать любое количество сотрудников в разных регионах без лишних затрат на командировки и серьезного отрыва от производственного процесса. Масштабные образовательные проекты в расчете на каждого обученного сотрудника обходятся намного дешевле традиционного подхода — экономия составляет 30–40%. Окупаемость достигается за счет большей численности учащихся по сравнению с очными формами обучения. А при высоком уровне текучести кадров дистанционный формат позволяет сэкономить на подготовке новых сотрудников.

Рекомендуем
Команда мечты: как нанимать и удерживать лучших
За три дня на интенсиве РБК Pro вы узнаете, как грамотно проводить собеседования и оценивать навыки и мотивацию кандидатов
Пройти интенсив

Стереотип № 2. Обучать сотрудников дистанционно можно дешево или бесплатно

Сейчас можно найти массу недорогих образовательных программ. YouTube переполнен роликами, а Рунет — статьями на всевозможные темы. Однако, согласно исследованию EdMarket, барьеры на входе в рынок дистанционного и онлайн-образования еще не успели сформироваться, поэтому качество большинства доступных решений оставляет желать лучшего, а поиск подходящих по содержанию и уровню проработки программ отнимает много времени.

Важно разделять понятия. Информирование нельзя считать обучением. Чтобы процесс получения информации можно было назвать образовательным, необходимы структура, методологическая проработка, взаимодействие с наставником, средства вовлечения, контроль прогресса и еще целый набор педагогических средств. Для создания качественного продукта требуются компетенции большой команды — методологов, преподавателей, разработчиков, художников, аниматоров, операторов, монтажеров, верстальщиков, менеджеров и т.п. Разработка восьмичасового курса со структурированной программой, видеоматериалами, учебным пособием, упражнениями, тестами и тренажерами в среднем занимает 72 дня, и это без учета трудозатрат менеджмента и методического руководства. Но именно такой дистанционный курс позволяет полностью усвоить материал.