РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

От гусевского хрусталя до КамАЗа: как компании судятся с изобретателями

Право Кейсы РБК
Если ваш работник что-то изобрел или создал, вы сможете защитить свое право на использование этого изобретения или произведения в коммерческих целях. Но за самим работником суды, скорее всего, сохранят право на вознаграждение

С начала 2019 года районные суды РФ рассмотрели 146 споров вокруг использования служебных произведений и взыскании компенсаций. «РБК Pro» изучил их все и выбрал самые интересные кейсы.

Кейс 1. Певец и фотограф — не пара

Одними из самых активных защитников собственных авторских прав в судах традиционно являются фотографы, которых привлекают на аутсорсинг российские компании и предприниматели — например, при продвижении через SMM. Наиболее яркий в этом году спор по поводу использования работодателем авторских фотографий разразился в Зарайском районном суде Московской области: популярный эстрадный певец-исполнитель Николай Рябуха уволил Викторию Бондаренко, долгое время работавшую у него фотографом, администратором сайта ryabukha.com и аккаунтов артиста в соцсетях. Бондаренко в ответ подала иск о взыскании с него авторского вознаграждения за использование сделанных ею фотографий (сумма требования была изъята из судебного акта).

Суд, выслушав истицу и ответчика, в иске отказал: во-первых, потому что Рябуха убрал фотографии из открытого доступа по первому требованию автора, во-вторых, потому что Бондаренко сама размещала их на его ресурсах и в момент размещения подтверждала свое согласие на передачу этим ресурсам (Youtube, Instagram, Facebook, Vk) исключительной лицензии на использование ее произведений. В-третьих, на своем сайте Рябуха использует фотографии не с целью извлечения прибыли (зарабатывает он своим голосом, а не изображением), а исключительно в информативных целях.

Яна Усманова, старший юрист, юридическое бюро «Григорьев и Партнеры»

«Авторы часто размещают результаты своей интеллектуальной деятельности (фотографии и видеоролики) на онлайн-ресурсах YouTube, Instagram, Facebook. При этом часто возникают негативные ситуации, связанные с использованием таких результатов третьими лицами (в т.ч. конкурентами автора) для получения прибыли. В этом случае у автора возникает желание пресечь видимое нарушение его прав. Тут следует учесть, что пользовательские соглашения ряда указанных онлайн-площадок предполагают, что размещение соответствующего фото или видео их создатель предоставляет не только данной площадке, но и каждому пользователю — неисключительную безвозмездную лицензию на доступ к размещенным фото и видео, а также на их использование, в том числе права на воспроизведение, распространение, переработку или создание из него производных произведений, публичный показ, доведение до всеобщего сведения, а также публичное исполнение (например, ст. 8 Пользовательского соглашения YouTube). Это существенно ограничивает возможности защиты прав авторов».

Кейс 2. Продюсер нам не автор

По словам экспертов, нередко руководители подразделений, пользуясь служебным положением, добавляют себя в число соавторов служебных произведений, что впоследствии — после увольнения — дает им возможность требовать вознаграждение наряду с реальными авторами, которые находились у них в подчинении. И часто работодателям сложно доказать несправедливость таких требований.