РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Себе дешевле: почему важно выплачивать сотрудникам бонусы

Финансы HR Менеджмент Финансы и бухгалтерия Статьи РБК
Выплата бонусов — правильное решение для многих компаний, которое предупреждает текучку кадров. Татьяна Афонина, HR-директор CloudPayments, рассказывает, как организовать этот процесс с пользой для бизнеса

Согласно результатам опроса аналитического центра НАФИ, лучшая мотивация для большинства (73%) работающих россиян — бонусы и премии. Но только 52% компаний могут себе позволить мотивировать коллектив таким способом.

Чаще всего работники в России рассчитывают на такие вознаграждения, как:

  • тринадцатая зарплата (56%);
  • соцпакет (41%);
  • отгулы (25%).

В соответствии со ст. 134 Трудового кодекса РФ работодатель обязан ежегодно индексировать заработную плату. Но порядок повышения, как и размер индексации, для коммерческих организаций не установлен, поэтому руководители таких компаний могут сами определять механизм и суммы. Многие помимо индексации дополнительно мотивируют сотрудников разнообразными выплатами и бонусами.

Какие бывают бонусы

Во-первых, бонусы бывают разные по сроку их начисления:

  • ежемесячные;
  • ежеквартальные;
  • полугодовые;
  • годовые.

Во-вторых, в некоторых компаниях выстроена дополнительная система бонусов в зависимости от срока работы сотрудника.

В-третьих, бывают бонусы по факту реализации проектов. Они обычно очень конкретные: сделал — получил вознаграждение.

Бонусы — форма компенсации, которая не является гарантированной. Это всегда добрая воля работодателя. Все они должны быть официально прописаны в положении об оплате труда.

По уровню заработных плат, а соответственно, и по объемам бонусных выплат в России лидируют:

  • финансово-банковский сектор;
  • топливно-энергетический комплекс;
  • промышленный комплекс.

В основном это компании с историей, и бонусные системы в них давно отработаны на практике.

Как быть стартапу

Стартапы часто не имеют возможности мотивировать сотрудников дополнительными деньгами. Первые годы в таких компаниях речь часто идет только о выживании.

Тем не менее есть несколько способов дополнительной компенсации сотрудникам и на этапе становления бизнеса.

  • Невыведенные дивиденды. В стартапах (и не только в них) распространена практика, когда в конце года деньги выводятся на выплаты акционерам, собственникам, генеральным директорам. Попробуйте пойти по другому пути — вложите деньги в развитие и сохранение сотрудников.
  • Акции и опционы. Альтернатива, которая состоит в том, чтобы предложить сотрудникам вместо наличных акции. Этот инструмент может хорошо мотивировать сотрудников на этапе запуска бизнеса. Но как полезный инструмент компенсации он подходит для стартапов, которые имеют реальные перспективы ликвидности, так как большинство из них в будущем никогда не продаются и не проводят IPO.

Зачем платить бонусы

Часто компании предоставляют бонусы, потому что так диктует рынок. Пункты про размер заработной платы и бонусов входят в топ-5 факторов при выборе работы и часто занимают второе или третье место в этой шкале.