РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Бег с препятствиями: как привезти на московский фестиваль мировую звезду

Информация могла устареть. Дата публикации: 27.11.2019
Rammstein, Кристина Агилера, Die Antwoord, Foals, Эд Ширан, Майкл Киванука — это лишь малая часть артистов, выступивших в Москве в этом году. Кто и какой ценой привозит их в Россию — в материале «РБК Стиль»
Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости
Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости

Букинг

Букинг — резервирование артистов на даты концерта, фестиваля или брендированного мероприятия.

Договариваться о приезде исполнителя обычно начинают за полгода до события. Прежде чем отправить агентам музыканта предложение, организаторы оценивают свои возможности и распределяют бюджет, значительная часть которого отходит хедлайнеру. После этого начинаются «смотрины»: организаторы ищут свободные даты во время предполагаемых туров артистов или принимают предложения агентств.

«С некоторыми агентами складываются доверительные отношения, — рассказывает Владимир Зубицкий, руководитель компании SAV Entertainment, которая привозит тяжеловесов вроде U2 или Scorpions. — Так получилось с представителями Depeche Mode. Кроме того, мы партнер крупнейшей компании Live Nation, которая ведет группу Meta (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ)llica, поэтому, когда артисты планируют тур, агенты первым делом предлагают даты нам».

Если агенты не готовы отдать своего подопечного одному-единственному российскому промоутеру, начинается бег с препятствиями. «Промоутеры-конкуренты устраивают торги, доходящие порой до абсурда, — добавляет Зубицкий. — Мы боремся за музыканта, но без фанатизма. Конечно, можно отдать баснословную сумму, но тогда придется задирать цены на билеты, чтобы окупить выступление, а за 15 тыс. руб. в танцпартер никто не придет».

Важный момент: заполучить исполнителя, который отправился в тур, проще, чем пребывающего в отпуске или годами записывающего альбом. «Обычно агенты приходят с установкой: «У артиста выходит новый материал, хороший он или нет — дело десятое. Зато появился повод для тура. Брать будете?» — описывает положение дел Станислав Панков, совладелец агентства Unity, которое привезло Пушу Ти на «Пикник «Афиши».

Иногда артист выпускает альбом и резко дорожает. Так произошло с рэпером Tyler, The Creator: после релиза пластинки Flower Boy его букинг вырос в два раза. Но это не значит, что музыканты без новых альбомов обойдутся дешевле. «Когда артист не в туре, это называется one-off, — продолжает Панков. — Приглашать его гораздо сложнее и затратнее, чем коллегу с удачной гастрольной логистикой. Человеку просто невыгодно лететь 15 часов в Россию ради одного выступления».

Промоутеры, которые все же хотят заполучить определенного артиста, могут заплатить единолично, а могут дождаться, когда агенты договорятся о выступлениях исполнителя в Европе или странах СНГ, и разделить выплату гонорара меж­ду несколькими организаторами. С сольными концертами работает похожая схема, только тут промоутер сам организует приглашенной звезде выступление в российских городах. Например, агентство Pop Farm, которое привозило Билли Айлиш, Jungle, Imagine Dragons, пригласило Hurts на фестиваль «Ласточка» в 2016 году и обеспечило британцам тур по России на 2017 год.

«На составление лайн-апа мероприятия во многом влияет фестивальный календарь, — поясняет партнер Станислава Панкова по Unity Мария Пирумова. — Например, Primavera Sound, открывающий европейский сезон фестивалей, стал важным ориентиром для других, менее крупных событий, идущих за ним. Фестивали обязаны поставлять свежий контент. Привозить одних и тех же артистов из года в год — моветон».