РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Бег с препятствиями: как привезти на московский фестиваль мировую звезду

Индустрия развлечений Статьи РБК
Rammstein, Кристина Агилера, Die Antwoord, Foals, Эд Ширан, Майкл Киванука — это лишь малая часть артистов, выступивших в Москве в этом году. Кто и какой ценой привозит их в Россию — в материале «РБК Стиль»
Фото:Евгений Одиноков / РИА Новости
Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости

Букинг

Букинг — резервирование артистов на даты концерта, фестиваля или брендированного мероприятия.

Договариваться о приезде исполнителя обычно начинают за полгода до события. Прежде чем отправить агентам музыканта предложение, организаторы оценивают свои возможности и распределяют бюджет, значительная часть которого отходит хедлайнеру. После этого начинаются «смотрины»: организаторы ищут свободные даты во время предполагаемых туров артистов или принимают предложения агентств.

«С некоторыми агентами складываются доверительные отношения, — рассказывает Владимир Зубицкий, руководитель компании SAV Entertainment, которая привозит тяжеловесов вроде U2 или Scorpions. — Так получилось с представителями Depeche Mode. Кроме того, мы партнер крупнейшей компании Live Nation, которая ведет группу Metallica, поэтому, когда артисты планируют тур, агенты первым делом предлагают даты нам».

Если агенты не готовы отдать своего подопечного одному-единственному российскому промоутеру, начинается бег с препятствиями. «Промоутеры-конкуренты устраивают торги, доходящие порой до абсурда, — добавляет Зубицкий. — Мы боремся за музыканта, но без фанатизма. Конечно, можно отдать баснословную сумму, но тогда придется задирать цены на билеты, чтобы окупить выступление, а за 15 тыс. руб. в танцпартер никто не придет».

Важный момент: заполучить исполнителя, который отправился в тур, проще, чем пребывающего в отпуске или годами записывающего альбом. «Обычно агенты приходят с установкой: «У артиста выходит новый материал, хороший он или нет — дело десятое. Зато появился повод для тура. Брать будете?» — описывает положение дел Станислав Панков, совладелец агентства Unity, которое привезло Пушу Ти на «Пикник «Афиши».

Иногда артист выпускает альбом и резко дорожает. Так произошло с рэпером Tyler, The Creator: после релиза пластинки Flower Boy его букинг вырос в два раза. Но это не значит, что музыканты без новых альбомов обойдутся дешевле. «Когда артист не в туре, это называется one-off, — продолжает Панков. — Приглашать его гораздо сложнее и затратнее, чем коллегу с удачной гастрольной логистикой. Человеку просто невыгодно лететь 15 часов в Россию ради одного выступления».

Промоутеры, которые все же хотят заполучить определенного артиста, могут заплатить единолично, а могут дождаться, когда агенты договорятся о выступлениях исполнителя в Европе или странах СНГ, и разделить выплату гонорара меж­ду несколькими организаторами. С сольными концертами работает похожая схема, только тут промоутер сам организует приглашенной звезде выступление в российских городах. Например, агентство Pop Farm, которое привозило Билли Айлиш, Jungle, Imagine Dragons, пригласило Hurts на фестиваль «Ласточка» в 2016 году и обеспечило британцам тур по России на 2017 год.

«На составление лайн-апа мероприятия во многом влияет фестивальный календарь, — поясняет партнер Станислава Панкова по Unity Мария Пирумова. — Например, Primavera Sound, открывающий европейский сезон фестивалей, стал важным ориентиром для других, менее крупных событий, идущих за ним. Фестивали обязаны поставлять свежий контент. Привозить одних и тех же артистов из года в год — моветон».