РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной
Дмитрий Смирнов

Цифровизация — современный «белый шум»: как в нем не утонуть

Ретейл Цифровизация IT Статьи Крок
Термины «цифровизация», «диджитализация», «искусственный интеллект» на слуху давно. Тренд на инновации «захлестнул» ретейл. Модные термины в нем подаются под соусом «вы без этого пропадете», а самих решений так много, что трудно понять — нужны ли они?

Если бежать «за всеми», есть риск очнуться с растраченным бюджетом и при этом не почувствовать значительных улучшений в бизнесе. Итак, что рознице нужно знать о цифровой трансформации, чтобы информационный «белый шум» не захлестнул ее с головой?

Автоматизация — это не цифровизация

«Автоматизация + оптимизация» и «цифровизация» — разные вещи. Под цифровой трансформацией необходимо понимать глобальное переосмысление подхода к бизнесу и культуре компании в целом, а также согласованную работу ИТ-систем, которые позволяют быстро и с наименьшими затратами адаптировать существующие бизнес-процессы под потребности рынка и цели компании. Большинство торговых предприятий находятся только в начале осмысления необходимости таких изменений.

Однако многие бизнес-консультанты преподносят процесс оптимизации и автоматизации как переход к цифровизации компании. Этот процесс фактически подменяет смену парадигмы бизнеса на внесение косметических изменений.

В итоге бюджет потрачен, а эффективность бизнеса повышается незначительно или вообще не изменяется. Идея цифровизации оказывается дискредитированной.

Перевод «каменного» магазина в онлайн не залог успеха

Существует мнение, что в скором времени формат магазина «у дома» изживет себя. Ведь подрастающее поколение Z совершает покупки исключительно онлайн. А те, кто не «в цифре», не имеет онлайн-канала сбыта, теряют 10–40% выручки, то есть практически работают на грани фола.