РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Битва за доход: как цифровые платежи снижают выручку традиционных банков

Финансы Исследования Accenture
Аналитики Accenture оценили, что к 2025 году до 15% выручки банков от платежных операций окажется под угрозой из-за цифровых платежей и конкуренции с небанковскими организациями. Что их руководители могут сделать в этих условиях?

Риски для банков

По оценкам Accenture, мировой рынок безналичных платежей в 2019 году составит $1,5 трлн. Каждый год он будет расти со средней скоростью 5,5% и в 2025 году превысит $2 трлн. При этом выручка в розничном сегменте будет расти медленнее, чем в платежах корпоративных клиентов.

Этот рост дает банкам возможность побороться за $500 млрд дополнительной выручки в отрасли. Однако это будет непросто. Из-за развития технологий и регуляторных инициатив растет число мгновенных, бесплатных и незаметных для клиента (например, если они встраиваются в приложения и устройства третьих сторон) платежей. По оценкам Accenture, все это может значительно снизить выручку банков от платежного бизнеса и, как следствие, привести к еще большему сокращению операционной маржи платежного бизнеса — до среднего уровня в 4,3% к 2025 году.

  • Примерно 2,7% банковских доходов от платежей окажутся в зоне риска из-за того, что традиционные карточные расчеты постепенно замещаются системами мгновенных платежей с минимальной комиссией или без комиссии.
  • Около 8% доходов под угрозой из-за бесплатности платежей и общего снижения транзакционных комиссий. Только с 2015 по 2018 год средняя выручка на транзакцию по дебетовым картам сократилась на 15%, по кредитным картам — на 12%, по кредитным картам для бизнес-клиентов — на 33%.
  • Еще 3,9% доходов у банков отнимет конкуренция в платежах с небанковскими организациями (включая операторов электронных кошельков и альтернативных платежных провайдеров).
Accenture
Two Ways to Win in Payments
Скачать pdf