РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Выше скорость — шире охват: тренды развития рынка e-grocery в России

Ретейл Интернет-торговля Прогнозы Сбербанк
Сервисы напоминают покупателям купить продукты и подсказывают, где сделать это подешевле. Товары, минуя пробки, доставляют роботы. Об этих и других трендах развития e-grocery рассказывает Асан Курмангужин, CEO сервиса доставки продуктов «СберМаркет»
Фото: Елена Никитченко/ТАСС
Фото: Елена Никитченко/ТАСС

Глава Mail.Ru Group Борис Добродеев на форуме «Взгляд в цифровое будущее» заявил, что через 10–15 лет в городах необходимо будет создать отдельную инфраструктуру для тысяч курьеров, доставляющих в том числе продукты и еду, а традиционные магазины практически совсем исчезнут.

Российские потребители действительно проявляют все больший интерес к сегменту e-grocery. По данным глобального исследования потребительского поведения компании PwC, в 2018 году 54% россиян заявили, что, скорее всего, будут покупать продукты онлайн в течение 2019 года. Этот показатель оказался на 12 процентных пунктов выше, чем годом ранее.

На рынке запускаются все новые проекты, а традиционные ретейлеры активно идут в онлайн, тестируя различные форматы доставки заказов до клиентов. По прогнозу исследовательской компании Forrester Research, мировой рынок e-grocery вырастет более чем вдвое к 2022 году, до $334 млрд со $150 млрд в 2017 году, в том числе подогреваемый инвестициями в развитие интернет-каналов со стороны торговых сетей, пока работающих преимущественно офлайн.

Чем быстрее, тем лучше

Еще несколько лет назад заказ продуктов в онлайн-магазине был больше похож на воскресное посещение гипермаркета, когда заранее составлялся список необходимых товаров и еда закупалась на неделю вперед.

Сегодня потребители хотят получать свои продукты как можно скорее и заказывать всего пару позиций. Доставка продуктов день в день стала стандартом работы игроков рынка e-grocery. Потребители уже хотят, чтобы она занимала даже не пару часов, а несколько минут. Причем, по данным PwC, они готовы платить больше за экспресс-доставку.

Без ИT никуда

Пути ускорения доставки могут быть разными, и здесь не обойтись без инновационных решений, таких как дроны, беспилотные устройства и роботы. Например, американский сервис по доставке еды, продуктов и алкоголя Postmates еще год назад выпустил специального робота-доставщика Serve. Он представляет собой продуктовую тележку, способную перевозить до 23 кг товаров. Задача робота — не только сократить сроки доставки, но и уменьшить выбросы вредных веществ в атмосферу автомобилями и мотоциклами, которыми пользуется большинство из 350 тыс. курьеров компании. Летом 2019 года Postmates получила от властей Сан-Франциско разрешение на тестирование робота на улицах города.

По оценке ARK Investment Group, потенциально одна доставка дроном, способным перевозить заказ весом до 2,3 кг, может обходиться ретейлерам всего в $1. При этом дроны способны передвигаться по городу гораздо быстрее автомобилей, без помех в виде пробок на дорогах. Сейчас многие игроки рынка e-grocery изучают для себя возможности этих устройств.

«Магазин у дома» 2.0

Для того чтобы оставаться рентабельными при запуске ускоренной доставки, ретейлерам также необходимо полностью пересмотреть свою систему логистики. Это касается и оптимизации маршрутов курьеров, и размещения специальных магазинов-складов внутри городских районов, удобных с точки зрения соблюдения специфических условий хранения продуктов и организации быстрой доставки «последней мили». Сейчас в России наблюдается волна интереса к так называемым dark stores — магазинам-складам, обслуживающим интернет-заказы. Этот формат уже десять лет активно развивается в Европе, в нашей стране его на данный момент тестируют многие компании.

Региональная экспансия

Игрокам российского рынка e-grocery еще только предстоит завоевать клиентов в регионах, так как пока они работают в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Однако за этим будущее онлайн-торговли продуктами. Для успешной экспансии важно отработать модель на первом рынке присутствия, изучить локальный спрос и подобрать правильную команду. Кроме того, большую роль играет и скорость запуска.