РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Антон Рожковский

Выйти из тени: как «обеляется» рынок спортивных онлайн-ставок в России

Индустрия развлечений Право Финансы и бухгалтерия Статьи РБК
Ожидается, что в 2019 году объем интерактивных ставок в легальном сегменте букмекерского рынка в России составит 180–200 млрд руб. Еще около 100 млрд руб. может составить объем нелегального бизнеса

Законодательное регулирование в сфере онлайн-букмекерства начало развиваться только в последние годы. Радует, что процесс идет довольно быстро. Сначала онлайн-ставки получили легальный статус, а в 2019 году появился закон об упрощенной идентификации игроков. Но обо всем по порядку.

Серая зона

Самая значимая попытка отрегулировать рынок азартных игр в России произошла в 2009 году, когда власти приняли решение перенести залы игровых автоматов и казино в специальные игорные зоны. Тогда благодаря усилиям букмекерского сообщества компании и тотализаторы смогли продолжить работу на всей территории страны. Примерно в то же время начал активно развиваться онлайн-рынок, а также запустился процесс по его выводу из тени.

Безусловно, эта сфера привлекла внимание властей: было очевидно, что букмекеры зарабатывают в интернете, но их деятельность там никак не регулируется. По сути, вообще все операции по онлайн-ставкам во Всемирной сети находились в серой зоне. При этом иностранные букмекеры свободно принимали ставки от наших соотечественников, получая прибыль. Отсюда вывод: необходимо ввести государственное регулирование рынка онлайн-ставок, чтобы получить полное представление о его объеме и участниках, а также установить процедуры контроля и надзора.

Время первых

С 2007 года лицензии на осуществление букмекерской деятельности в России стала выдавать Федеральная налоговая служба.

Сегодняшняя структура онлайн-рынка сформировалась после реализации поручения президента РФ. В 2014 году федеральным законом были введены понятия интерактивной ставки, саморегулируемых организаций (СРО) букмекеров и центров учета переводов интерактивных ставок (ЦУПИС).

Обязательное условие: одним из участников ЦУПИСа обязательно должна быть действующая СРО. Кроме того, ЦУПИСом может быть исключительно кредитная организация, имеющая лицензию Банка России.

В конце 2014 года в России были зарегистрированы две СРО букмекеров. Сегодня в каждую из них входит по 14 компаний. Всего выдано 28 лицензий на ведение букмекерской деятельности.