РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Как не надо работать с финансами — 13 вредных советов

Ретейл Финансы и бухгалтерия Статьи РБК
Роман Борисов, финансовый директор Inventive Retail Group (сети магазинов re: Store, Samsung, Lego, Street Beat, Nike и другие) для «РБК Pro» подробно разобрал популярные ошибки собственников в управлении финансами компании

Каждый собственник приходит в бизнес своим путем, имея за плечами уникальный опыт и собственное понимание, как управлять финансами. Кто-то получил базовое экономическое образование. Кто-то — восполнил недостатки знаний о финансовом менеджменте, получив MBA. Кто-то — слушает профессионалов и потом принимает решения. Кто-то верит только своим умозаключениям, полагается на здравый смысл, считая, что финансовая наука иногда отрывается от жизни.

Единого рецепта нет. Но необязательно мыслить, как финансисты, достаточно понимать, как они думают и говорить с ними на одном языке и иметь базовые навыки в управлении деньгами. В первую очередь — видеть разницу между инвестициями, прибылью и денежным потоком. То есть понимать, в чем предназначение ключевых отчетов (CF*, P&L** и BS***) и уметь ими пользоваться для принятия решений.

*CF (от Cash Flow statement) — отчет о движении денежных средств компании.

**P&L (Profit and Loss) — отчет о прибылях и убытках.

***BS (Balance Sheet) — баланс компании.

Логика этих трех форм отчетности не так сложна. Вкладывая во что-то деньги, вы думаете о возвратности, а также о том, хватит ли их на обслуживание обязательств компании как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективах.

P&L показывает, окупаются ли инвестиции за отчетный период или нет. Долгосрочная окупаемость видна по балансу и отчету о движении капитала. Наличие накопленной чистой прибыли до выплаты дивидендов свидетельствует о результатах работы компании в прошлом и дает понимание, насколько бизнес обеспечивает долгосрочную возвратность инвестиций.

CF дает понимание, как компания управляет ликвидностью в краткосрочной перспективе.

Пропорции BS показывают, как компания управляет платежеспособностью в долгосрочной перспективе. Если длинные пассивы финансируют долгосрочные активы, компания платежеспособна. Если долгосрочные активы частично покрываются короткими деньгами, еcть риски потери ликвидности в долгосрочной перспективе.

Работа над ошибками

  • Отсутствие учетной политики и, как следствие, приукрашивание отчетности и самообман. У акционера/менеджмента нет сильного оппонента в виде стандартов учета и финансистов. Отсутствие оппонента (второй пары глаз) для финансов в виде аудитора.

Финансы — консервативная область. Главный мотив специалистов этой сферы — сохранить, а потом уже приумножить.

Иногда это идет вразрез с позицией бизнеса, так как предпринимательство предполагает риск своим неотъемлемым атрибутом. И в этом нет противоречия, если размер риска берется такой, какой бизнес может нести. Хуже, когда выигрывает позиция, при которой с рисками не считаются вообще. То есть понятно, что они есть, но оценивать и отражать их в отчетности никто не хочет.

Здесь в помощь бизнесу — стандарты учета и аудиторы. Они, по сути, выполняют роль третейского судьи между бизнесовыми подразделениями и финансистами. Заставляют фиксировать вероятные и материальные риски в планах и отчетности. Стандарты бизнеса хороши еще и тем, что это правила учета, которые сформировались на большой выборке бизнес-кейсов. Они, конечно, могут быть ошибочны в отдельных случаях, но на больших цифрах (большом количестве кейсов) — правы. Доморощенную методологию изобретать не надо. Кроме того, правила учета позволяют делать выбор, не тратя лишней энергии.

Конечно, финальные решение принимать бизнесу. Но, если следовать стандартам и рекомендациям аудиторов, собственники могут увидеть в отчетности потенциальные последствия своих решений, а также прикинуть допустимый размер рисков, принятие которых не повредит долгосрочной жизнеспособности компании.

  • Неправильное распределение расходов и инвестиций на бизнес-проекты. Некорректная оценка экономики/прибыльности отдельных проектов, возвратности на инвестиции по проектам.

Часто бывает так, что в компании ответственность за расходы четко ни за кем не закреплена. Но если они есть, значит средства расходуются каким-то подразделением. Если ресурсы тратятся и никем не потребляются и не используются для получения дохода — это убыток.