РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Сергей Хромов

QR-ход: как заработать на китайских туристах

Ретейл IT Маркетинг Статьи Тинькофф Бизнес
Поток китайских туристов в Россию с каждым годом увеличивается. Казалось бы, бизнесу только и остается, что радоваться от прибыли, которую они приносят. Но в реальности она на удивление мала. Почему так происходит, рассказал Сергей Хромов (Тинькофф Банк)

Турпоток из КНР в Россию стабильно растет — ежегодно в среднем на 17-20%, а за девять месяцев 2019 года количество китайских туристов в России выросло уже на 22% — до 1,29 млн человек. Но этот бум пока приносит не очень ощутимую выгоду предпринимателям. На рынке до недавнего времени была парадоксальная ситуация: самое быстрорастущее туристическое направление обходилось без инфраструктуры — возможности принимать платежи от жителей КНР.

Китайцы — самые многочисленные туристы не только в России, но и в мире. В 2018 году в России побывали около 1,3 млн китайцев, в целом же путешествовали за границей 150 млн человек. В поездках они оставили $277 млрд, сильно обогнав прежних лидеров по тратам американцев (они потратили $144 млрд).

Китай — родина крупнейших финтех-компаний, его жители редко носят с собой наличные и даже карты. Для оплаты товаров и услуг они чаще используют телефон, а точнее — приложения Alipay или WeChat. Эти программы сегодня являются частью повседневной жизни всех китайцев. С помощью приложений можно оплатить в Китае практически что угодно и где угодно. Например, пользователей Alipay в мире уже более 900 млн человек — это в два раза больше, чем пользователей Apple Pay (система мобильных платежей Apple).

Особенности китайских платежей