РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как компании грамотно управлять автопарком с помощью современных решений

Логистика Статьи ПК "Балтика"
Какие технические решения помогут производителям оптимизировать работу транспортных служб, рассказывает Виктор Аникеев, начальник отдела транспортной логистики компании «Балтика» (входит в Carlsberg Group)

Какие задачи стоят при управлении автопарком

Для эффективной организации работы автопарка важно учитывать много факторов, например:

  • эксплуатационные затраты на транспорт,
  • режим работы складов отправителя и получателя груза,
  • режим труда и отдыха водителей,
  • ограничения для разного типа транспорта во время доставки и многое другое.

Эти факторы влияют на:

  • выбор оптимального количества и размера транспортных средств в парке,
  • формирование оптимальных маршрутов и графиков доставки сырья и готовой продукции,
  • принятие решения об использовании собственного либо привлеченного транспорта и конкретного типа транспорта (вагон, контейнер, автомобиль).

С увеличением размера компании, количества ее филиалов и клиентов, размера парка для обслуживания клиентов эти процессы только усложняются, так как объем данных, который нужно оперативно анализировать для грамотного управления ресурсами, растет в геометрической прогрессии. Очевидно, что нетривиальную задачу управления таким автопарком можно решить только с помощью автоматизированных систем. Они помогают компаниям: сократить затраты, повысить уровень клиентского сервиса, обеспечить безопасную эксплуатацию транспорта.

Система управления транспортом

В компаниях, активно использующих автопарк для разных целей, на благо транспортной службы работает целый комплекс IT-решений, который обобщенно можно назвать системой управления транспортом. Разные элементы системы направлены на решение отдельных задач, но работают сообща, охватывая все зоны ответственности транспортной службы. Важно добиться их синхронизации, интегрировать друг с другом таким образом, чтобы данные оперативно циркулировали в единой системе, не дублировались и не искажались. Отдельное место в процессе автоматизации автопарка играет система планирования ресурсов предприятия, или ERP (Enterprise Resource Planning). Это комплексное, интегрированное решение, позволяющее управлять ресурсами и моделировать реальные бизнес-процессы практически любой сложности, в том числе и в области логистики. В нашей компании отдельный модуль ERP отвечает за выбор транспортного средства для доставки и распределение заказов.

1. Онлайн-маршрутизатор

Маршрутизатор доставки заказа — один из важных инструментов управления автопарком. Он получает из ERP системы информацию по заказам, которые необходимо доставить:

  • адрес доставки,
  • дата,
  • объем заказа,
  • время приемки,
  • доступные автомобили и т.д.

Современные маршрутизаторы учитывают десятки параметров, благодаря чему подстраивают работу алгоритма под текущие бизнес-процессы компании, помогают распределять заказы равномерно и строить оптимальные маршруты движения. Такие решения прогнозируют дорожную обстановку — предсказывают загруженность на основе исторических данных и точной карты дорог, которая обновляется в реальном времени.

Маршрутизатор дает возможность в онлайн-режиме контролировать исполнение заказов и прогнозировать время доставки каждого заказа с учетом дорожной обстановки.

Клиенты в автоматическом режиме получают уведомления о статусе выполнения задачи и планируемом времени доставки. Информация о потенциальных опозданиях используется для того, чтобы организовать необходимые мероприятия еще до того, как возникнут проблемы с доставкой.

2. Мобильное рабочее место водителя

В срок доставлять заказы, оперативно передавать информацию и решать возникающие проблемы водителю помогает мобильное приложение.