РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

За счет чего растет уверенность российских потребителей

Они обеспокоены состоянием экономики, но все равно готовы тратить больше
Ретейл Услуги HoReCa Маркетинг Исследования РБК
У россиян нарастает беспокойство о состоянии экономики — они переживают об этом столько же, сколько о здоровье и ценах на продукты. При этом потребители чувствуют себя увереннее: 24% считают, что пришло время тратить деньги

Что зафиксировал индекс

Уверенность российских потребителей в третьем квартале 2019 года достигла максимума впервые за последние четыре года, свидетельствуют результаты глобального исследования потребительского доверия The Conference Board и Nielsen (в онлайн-опросе участвуют более 32 тыс. респондентов из 64 стран мира).

В июле—сентябре 2019 года индекс потребительского доверия в России вырос на четыре пункта по сравнению с предыдущим кварталом и составил 73 пункта, указано в исследовании. Последний раз значение индекса было выше только в четвертом квартале 2015 года — тогда он составил 74 пункта.

Индекс растет третий квартал подряд, замедление инфляции и заявления о росте располагаемых доходов привели к тому, что потребительские настроения улучшились по всем показателям, из которых складывается индекс, объясняет директор по аналитике и консалтингу «Nielsen Россия» Марина Волкова. Во-первых, выросло число тех, кто с оптимизмом оценивает перспективы на рынке труда, — до 24% респондентов (на 4 п.п. по сравнению со вторым кварталом 2019 года). Во-вторых, больше россиян стали считать, что сейчас подходящее время тратить деньги (24%, рост также на 4 п.п.). Наконец, увеличилось число тех, кто ожидает «хороших» или «отличных» финансовых перспектив в ближайшие полгода, — на 1 п.п., до 34%.

Что говорят другие источники

Улучшение настроений потребителей в третьем квартале ранее зафиксировали и аналитики Сбербанка: «Потребительский индекс Иванова» вырос по сравнению с предыдущим кварталом с минус 21% до минус 16%. Заметнее всего, по данным Сбербанка, улучшились индикаторы личного благосостояния и индекс оценки условий для совершения крупных покупок, что связано с ускорившимся ростом номинальных доходов и позитивной динамикой реальных располагаемых доходов населения.