Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 90₽ 30₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
PRO Все новости
Успех фитнес-центров: что учесть, чтобы не провалиться Услуги, 13 дек, 17:57 Различий нет: Анастасия Бородина — о психологии начальников и подчиненных HR, 13 дек, 16:58  Просто спросите эксперта: наем продавцов и руководителей в ретейле HR, 13 дек, 16:28 Матери-основательницы: как сеть детсадов выручает ₽200 млн на билингвах Услуги, 13 дек, 16:26 Музыкальные технологии: на чем можно заработать. Дайджест иностранных СМИ IT, 13 дек, 15:59 Что ждет бизнес от закона о цифровых финансовых активах Право, 13 дек, 15:03 Стопроцентный рост: с какими показателями FMCG покоряет онлайн Потребительские товары, 13 дек, 14:00 Регион избалованных кандидатов: как нанять сотрудников в Азии HR, 13 дек, 12:56 Как «ПИК-Индустрия» использует принципы McDonald's и Uber на стройке Строительство, 13 дек, 11:55 Почему большинство онлайн-сервисов так и не запускается IT, 13 дек, 10:57 Как Chanel собралась одолеть гигантов рынка элитных часов — Bloomberg Маркетинг, 13 дек, 10:06 Как лейбл из XIX века приспосабливается к «цифре» IT, 13 дек, 09:12 Открыть бизнес в новой стране: пять советов эксперта платежной отрасли Интернет-торговля, 13 дек, 07:45 Банки обсуждают новые меры борьбы с переводами средств мошенникам Финансы, 13 дек, 07:00
 
0 
Олег Сужаев Музыка в кафе: как не нарваться на штраф за нарушение авторских прав
Рестораны Право
Сложно представить современные общественные пространства — кафе, рестораны, торговые центры — без фоновой музыки. Но догадываются ли исполнители, где и при каких обстоятельствах они звучат, получают ли доход от прослушивания?

Далеко не всегда предприниматели задумываются о соблюдении авторских прав произведений, которые звучат в их заведениях. Есть несколько способов не нарушать их, используя музыку в коммерческих целях. Давайте разберем основные.

Метод 1: классический

В России использование музыки в коммерческих целях регулируют Гражданский и Уголовный кодексы, а также Кодекс об административных правонарушениях. Контроль за соблюдением авторских прав в целом и на музыкальные произведения в частности ведут такие общественные организации:

  • РАО (Российское авторское общество);
  • ВОИС (Всероссийская организация интеллектуальной собственности).

Организации могут управлять правами и осуществлять сбор вознаграждения не только в пользу тех авторов, с которыми заключены соответствующие договоры, но также делать это для тех, с кем они не заключены. В том числе для иностранных. Это действует до тех пор, пока сам правообладатель не попросит РАО об обратном и в письменном виде не уведомит о подписании договора с другой организацией. Таким образом, авторы и исполнители, которые самостоятельно не озадачились защитой своей интеллектуальной собственности, не имеют информации о суммах отчисления за воспроизведение их музыкальных произведений, а значит, не получает и никакой прибыли.

Предприниматели платят РАО и ВОИС ежемесячные отчисления за музыкальную «атмосферу» в кафе и ресторанах. Ставка зависит от площади заведения, и рассчитывается исходя из суммы 40 руб. за 1 кв. м. В среднем за одно посадочное место получается от 35 до 60 руб. Кроме того, владельцы заведений обязаны давать ежеквартальные отчеты по каждой проигранной композиции.

Это недешево и довольно муторно, но несоблюдение авторских прав может стоить предпринимателям намного дороже. В соответствии с ч. 1 ст. 7.12. КоАП РФ за нарушение авторских прав предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Размер его колеблется от 10 тыс. до 20 тыс. руб. — на должностных лиц, и от 30 тыс. до 40 тыс. руб. — на юридических лиц. Нужно помнить, что сами РАО и ВОИС — не государственные органы, они не могут требовать выплат напрямую. Однако представители этой организаций могут в любой момент посетить заведение, «зашазамить» (распознать с помощью специального сервиса Shazam название композиции, исполнителя, альбом и т.п. — «РБК Pro») звучащие композиции и потребовать документы, подтверждающие отсутствие правонарушений.

Метод 2: использовать стриминговые аудиосервисы

87% интернет-пользователей в России используют потоковые музыкальные сервисы. Это больше чем во всех остальных странах мира, согласно отчету Международной федерации производителей фонограмм (IFPI), представляющей права крупнейших звукозаписывающих компаний мира. Однако стриминговое воспроизведение музыки с таких площадок, как «ВКонтакте», Apple Music, «Яндекс.Музыка», YouTube, предполагает частное, некоммерческое прослушивание. Это значит, что они не могут быть использованы в коммерческих целях для публичного воспроизведения.

Пожалуйста, представьтесь, чтобы получить бесплатный доступ