РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Олег Сужаев

Музыка в кафе: как не нарваться на штраф за нарушение авторских прав

HoReCa Рестораны Право Статьи РБК
Сложно представить современные общественные пространства — кафе, рестораны, торговые центры — без фоновой музыки. Но догадываются ли исполнители, где и при каких обстоятельствах они звучат, получают ли доход от прослушивания?

Далеко не всегда предприниматели задумываются о соблюдении авторских прав произведений, которые звучат в их заведениях. Есть несколько способов не нарушать их, используя музыку в коммерческих целях. Давайте разберем основные.

Метод 1: классический

В России использование музыки в коммерческих целях регулируют Гражданский и Уголовный кодексы, а также Кодекс об административных правонарушениях. Контроль за соблюдением авторских прав в целом и на музыкальные произведения в частности ведут такие общественные организации:

  • РАО (Российское авторское общество);
  • ВОИС (Всероссийская организация интеллектуальной собственности).

Организации могут управлять правами и осуществлять сбор вознаграждения не только в пользу тех авторов, с которыми заключены соответствующие договоры, но также делать это для тех, с кем они не заключены. В том числе для иностранных. Это действует до тех пор, пока сам правообладатель не попросит РАО об обратном и в письменном виде не уведомит о подписании договора с другой организацией. Таким образом, авторы и исполнители, которые самостоятельно не озадачились защитой своей интеллектуальной собственности, не имеют информации о суммах отчисления за воспроизведение их музыкальных произведений, а значит, не получает и никакой прибыли.

Предприниматели платят РАО и ВОИС ежемесячные отчисления за музыкальную «атмосферу» в кафе и ресторанах. Ставка зависит от площади заведения, и рассчитывается исходя из суммы 40 руб. за 1 кв. м. В среднем за одно посадочное место получается от 35 до 60 руб. Кроме того, владельцы заведений обязаны давать ежеквартальные отчеты по каждой проигранной композиции.

Это недешево и довольно муторно, но несоблюдение авторских прав может стоить предпринимателям намного дороже. В соответствии с ч. 1 ст. 7.12. КоАП РФ за нарушение авторских прав предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. Размер его колеблется от 10 тыс. до 20 тыс. руб. — на должностных лиц, и от 30 тыс. до 40 тыс. руб. — на юридических лиц. Нужно помнить, что сами РАО и ВОИС — не государственные органы, они не могут требовать выплат напрямую. Однако представители этой организаций могут в любой момент посетить заведение, «зашазамить» (распознать с помощью специального сервиса Shazam название композиции, исполнителя, альбом и т.п. — «РБК Pro») звучащие композиции и потребовать документы, подтверждающие отсутствие правонарушений.

Метод 2: использовать стриминговые аудиосервисы

87% интернет-пользователей в России используют потоковые музыкальные сервисы. Это больше чем во всех остальных странах мира, согласно отчету Международной федерации производителей фонограмм (IFPI), представляющей права крупнейших звукозаписывающих компаний мира. Однако стриминговое воспроизведение музыки с таких площадок, как «ВКонтакте», Apple Music, «Яндекс.Музыка», YouTube, предполагает частное, некоммерческое прослушивание. Это значит, что они не могут быть использованы в коммерческих целях для публичного воспроизведения.