РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как китайские работники потеряли веру в трудоголизм

Менеджмент HR Статьи Bloomberg
Работники китайских ИТ-фирм были не прочь трудиться до изнеможения, надеясь, что взамен они получат повышение и достойную зарплату. Но теперь, когда стартапы закрываются, а сотрудники остаются ни с чем, в индустрии назревает бунт
Фото: Bloomberg Businessweek
Фото: Bloomberg Businessweek

Терри Ху почувствовал, что с пекинским стартапом, в котором он работал, что-то не так, когда его начальник перестал появляться в офисе. Потом исчезли плюшевые игрушки, подарочные карты и другие приятные мелочи, предназначенные для пользователей. Ху и две трети его коллег уволили, вспоминает он. «Нам сказали, что мы были замечательными, талантливыми, что нам, возможно, удастся снова вернуться и работать на эту компанию, — рассказывает Ху, который попросил не раскрывать название стартапа, опасаясь, что это плохо скажется на его карьере в дальнейшем. — Все было напрасно». У мужчины ушло три месяца, чтобы найти работу. Теперь он трудится не в одной из когда-то привлекательных для него ИТ-фирм, а в языковом центре. «Я усвоил этот урок», — печально замечает он.

Технологическая сфера переживает сильнейший спад со времен финансового кризиса 2008 года, и китайские работники вынуждены мириться с новой реальностью. Замедление роста экономики и торговая война с США затормозили развитие отрасли, которая в свое время подарила стране таких гигантов, как Alibaba Group Holding Ltd и Tencent Holdings Ltd. По данным исследовательской фирмы Preqin, стартапы в Большом Китае в 2019 году получили от венчурных фондов $32,5 млрд — меньше трети от собранной ими в 2018 году суммы $111,8 млрд. Сотрудников сокращают все чаще, а нанимают с куда меньшим энтузиазмом: по данным платформы по подбору персонала Zhaopin, количество вакансий, опубликованных в разделе «Интернет и онлайн-торговля», во втором квартале снизилось на 13%. Предприниматели не очень-то хотят создавать новые предприятия, так что стартапы теперь появляются не так часто, как раньше.