РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Abibas, или сходство до степени смешения: как защитить свой товарный знак

Право Статьи Delcredere
Юрист коллегии адвокатов Delcredere Алла Битарова рассказала о том, как защитить свой товарный знак в суде и что делать, если кто-то использует его незаконно

Что такое товарный знак

Товарный знак — это обозначение для индивидуализации товаров или услуг. Его главная задача — вызвать у потенциальных покупателей определенные ассоциации, эмоции, доверие к бренду и имиджу компании.

Судебные споры по товарным знакам стали возникать уже в XV веке. И если уже тогда появлялись «лжебренды», то в наше время за товарные знаки ведутся ожесточенные судебные войны, от итога которых зачастую зависит продолжение деятельности всего бизнеса.

Необходимость в судебной защите товарного знака может возникнуть в двух случаях:

1) когда оспаривается сам товарный знак;

2) когда товарный знак незаконно используется.

Оспаривание товарного знака

Самым частым основанием для оспаривания регистрации товарного знака является его сходство до степени смешения с другим товарным знаком, зарегистрированным ранее.

Что такое сходство до степени смешения и как его доказать

Сходство до степени смешения есть тогда, когда потребитель может спутать товары разных производителей. Для оспаривания по такому основанию необходимо наличие нескольких условий:

  • сходство (схожесть товарного знака с другим);
  • однородность (использование товарных знаков в отношении однородных товаров);
  • дата регистрации товарного знака (у правообладателя, оспаривающего регистрацию другого товарного знака, товарный знак должен быть зарегистрирован ранее).

Необходимо доказать все три условия. С датой регистрации все очевидно, поэтому предметом оценки в суде выступают два других условия — однородность и сходство.