Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 90₽ 30₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
PRO Все новости
Как ретейлеры Британии меняют привычное рождественское меню — Bloomberg Потребительские товары, 14 дек, 10:04 Почему рекордный урожай привел к росту отпускных цен на яблоки Потребительские товары, 14 дек, 09:12 Успех фитнес-центров: что учесть, чтобы не провалиться Услуги, 13 дек, 17:57 Различий нет: Анастасия Бородина — о психологии начальников и подчиненных HR, 13 дек, 16:58  Просто спросите эксперта: наем продавцов и руководителей в ретейле HR, 13 дек, 16:28 Матери-основательницы: как сеть детсадов выручает ₽200 млн на билингвах Услуги, 13 дек, 16:26 Музыкальные технологии: на чем можно заработать. Дайджест иностранных СМИ IT, 13 дек, 15:59 Что ждет бизнес от закона о цифровых финансовых активах Право, 13 дек, 15:03 Стопроцентный рост: с какими показателями FMCG покоряет онлайн Потребительские товары, 13 дек, 14:00 Регион избалованных кандидатов: как нанять сотрудников в Азии HR, 13 дек, 12:56 Как «ПИК-Индустрия» использует принципы McDonald's и Uber на стройке Строительство, 13 дек, 11:55 Почему большинство онлайн-сервисов так и не запускается IT, 13 дек, 10:57 Как Chanel собралась одолеть гигантов рынка элитных часов — Bloomberg Маркетинг, 13 дек, 10:06 Как лейбл из XIX века приспосабливается к «цифре» IT, 13 дек, 09:12
 
0 
За МКАД больше пространства для роста и еще 6 фактов о бизнесе в России
Атланты Менеджмент
«РБК Pro» рассказывает об основных трендах, зафиксированных при составлении рейтинга «Атланты1000», в который вошли самые быстрорастущие компании малого и среднего бизнеса

Рейтинг «Атланты1000» для бизнес-сообщества «Атланты» составило агентство SmartRankings. В выборку попали данные более 2 тыс. компаний с годовым оборотом от 60 млн до 5 млрд руб. в период с 2016 по 2018 год. В итоговый рейтинг вошла топ-1000.

Полный рейтинг 1000 компаний доступен по ссылке.

Вот семь наиболее примечательных фактов о лидерах роста в сегменте малого и среднего бизнеса (сформулированы SmartRankings).

1. Основным направлением деятельности быстрорастущих компаний обычно является оптовая торговля

Впрочем, это направление доминирует и в отраслевой структуре малого и среднего бизнеса. По данным Росстата за 2018 год, на оптовую и розничную торговлю, а также ремонт автотранспортных средств и мотоциклов суммарно приходится 33,4% всех малых предприятий.

Среди «Атлантов1000» оптовой торговлей занимаются 375 компаний, еще 14 осуществляют агентскую деятельность по оптовой торговле. То есть суммарно на данный сегмент приходится 38,9% растущих компаний, среди которых торговцы оборудованием, топливом, запчастями, металлами и пр. Каждая шестая из этих компаний занимается неспециализированной торговлей, то есть имеет очень разнообразный ассортимент, подстраиваясь под запросы клиентов.

«Оптовая торговля, как правило, является приложением к рознице или общепиту, — считает предприниматель Дмитрий Потапенко. — А лидерство этого направления — норма, в этом секторе работают больше людей, чем в нефтегазовом».

«В России очень большую долю ВВП занимает производство рентного продукта, прежде всего углеводородов и энергии; производство товаров потребительского сектора развито плохо, поэтому малые компании вытесняются в сферу перераспределения (торговли) и сервиса, — говорит Андрей Мовчан, экономист, основатель Movchan's Group. — При этом в России, стране с большими расстояниями, слабо развита логистика, поэтому торговые цепочки сложнее, требуют большего количества участников. В отличие от розничной торговли, где экономика масштаба очень важна, в оптовой торговле продуктовая специализация и географическая дифференциация позволяют компаниям меньшего размера быть успешными».

2. Растут логистика и сельское хозяйство

Хорошие показатели роста у компаний, занимающихся логистикой и перевозками (включая ж/д и водный транспорт), — суммарно на этот сегмент приходится 6,9% участников «Атланты1000».

Представителей сельского хозяйства в рейтинге мало (около 1%). Тем не менее эффект от роста их бизнеса ощущается — в первой сотне расположились три зерновых трейдера, два производителя теплиц, а также производители молока, удобрений и масличных. Это означает, что в самой сфере формируется благоприятная среда для роста бизнеса, но скорее для крупных агрохолдингов, а не для малых и средних компаний.

«В сельском хозяйстве в России из-за, в первую очередь, недостатка инвестиций, отсутствия логистики и горизонтальной дифференциации идет процесс укрупнения бизнеса, приводящий уже сейчас к ощутимому проигрышу в эффективности по сравнению с конкурентами в более развитых регионах», — отмечает Андрей Мовчан.

3. Технологичные компании становятся частью крупного бизнеса быстрее, чем успевают вырасти

К технологичным компаниям в рейтинге отнесены те, кто занимаются разработкой софта, проводными и беспроводными технологиями, деятельностью, связанной с IT и базами данных. Суммарно на них приходится всего 2,2% от общего числа участников, однако их доля в отраслевой структуре малого бизнеса, по данным Росстата, более чем в четыре раза меньше — 0,5%.

«Это все-таки не самостоятельный сектор, а вспомогательный, — комментирует Алексей Рябинин, член Генсовета «Деловой России», генеральный директор Института экономических и социальных исследований. — IT-компании успешны благодаря тому, что они действуют на стыке различных отраслей и занимаются вопросами рационализации потребления и бизнес-логистики. Поэтому их результаты в России сильно зависят от общего положения в экономике».

Пожалуйста, представьтесь, чтобы получить бесплатный доступ