РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Какое будущее ждет полис ДМС — «Ингосстрах»

Медицина Финансы Страхование Цифровизация Прогнозы РБК
Какое будущее ждет «наиболее популярный бонус при трудоустройстве» — полис добровольного медицинского страхования? И как технологии изменят рынок здравоохранения? Рассуждает Андрей Копыток, директор департамента медстрахования компании «Ингосстрах»
Фото:Геодакян Артем / TASS
Фото: Геодакян Артем / TASS

Добровольное медицинское страхование (ДМС), в последнее время демонстрировавшее скромные темпы развития, в первом полугодии 2019 года выбилось в число драйверов отрасли страхования. Аналитики и игроки рынка говорят о большом потенциале сегмента и курсе на дальнейший рост сборов.

Один из главных трендов рынка ДМС заключается в его движении в сторону работы с физическими лицами. Другими словами — персонализации. Если до недавнего времени почти 100% договоров заключалось с юридическими лицами, то сейчас соотношение между физическими и юридическими лицами составляет 15% к 85%. Причины таких перемен заключаются как в пересмотре страховщиками продуктовой линейки, так и в изменении предпочтений потребителей.

Раньше физлица оформляли ДМС главным образом из-за недовольства системой обязательного медицинского страхования (ОМС) и стремления получить качественные медицинские услуги. Сегодня, с расширением перечня предлагаемых услуг (включая высокотехнологичные процедуры) и переходом многих частных клиник на обслуживание в рамках ОМС, эти факторы постепенно утрачивают актуальность. При этом нельзя забывать, что качество и доступность медицинских услуг все еще неоднородны — эти показатели варьируются от региона к региону. Исследование Росстата подтверждает— около трети россиян не обращаются за медпомощью, а 30% из них недовольны качеством предоставляемых услуг.

Какие продукты ДМС востребованы у россиян?

1. Помощь при определенных заболеваниях (например, ОРВИ и ОРЗ)

Что же нужно «частнику» сейчас? Основной фокус «массовых» и недорогих продуктов связан с получением медицинской помощи по определенной категории заболеваний. К примеру — ОРВИ и ОРЗ, которыми ежегодно болеют миллионы россиян. Подобные программы, как правило, включают в себя:

  • вакцинацию,
  • диагностику (включая различные исследования),
  • консультации специалистов,
  • а также вызов коммерческой скорой и лечение в стационаре.

Их стоимость примерно равна приему специалиста частной клиники в Москве с необходимой диагностикой — около 4 тыс. руб. Важно подчеркнуть, что в случае с подобными программами клиент ориентируется на актуальные потребности и уверен в том, что полис будет востребован.

2. Программы диагностики или чекапов (check-up — набор индивидуальных обследований, который проводится по запросу пациента с учетом возраста и пола).

По своей сути такие программы похожи на государственную диспансеризацию, которая, в силу экономической целесообразности, доступна гражданам не ежегодно. В 2018 году профосмотры, включая диспансеризацию, по данным Минздрава, прошли около 61,9 млн человек. В случае с чекапом в ДМС клиент может выбирать периодичность и характер амбулаторно-диагностических обследований. Страховые суммы для таких обследований достигают 1 млн руб. при стоимости полиса 5–6 тыс. руб.

Данные программы адаптивны и решают важную задачу — помощь в ранней диагностике серьезных заболеваний. К примеру, в государственной повестке в области здравоохранения актуализировалась проблема борьбы с онкологическими заболеваниями. Этот сегмент занимает важную часть в национальном проекте «Здравоохранение» — к 2024 году смертность от онкологии должна снизиться на 8%, на эти цели планируют выделить до 1 трлн руб. И такой подход неслучаен, ведь, по данным Минздрава, заболеваемость раком выросла на 40% за десять лет! При этом в стране увеличивается количество больных, у которых диагностировано заболевание на 4-й стадии.

3. Программы страхования от критических заболеваний

Одновременно с этим происходит и повышение информированности населения об онкологии — по данным ВЦИОМа, значительная часть россиян сталкивалась с подобными заболеваниями (лично или на опыте близких и знакомых). При этом большинство опрошенных говорят о таких проблемах, как высокая стоимость лечения, недостаток медицинских кадров и проблемы с оснащением оборудованием. В связи с этим в сегменте ДМС получили развитие программы страхования от критических заболеваний. Как правило, такие программы покрывают лечение широкого спектра критических заболеваний, включая случаи пересадки органов и онкологию. В частности, по таким программам покрываются расходы на трансплантацию костного мозга, которая оценивается в 500–600 тыс. евро.

Какие медицинские технологии интересны страховщикам

Использование технологий в области медицины и здравоохранения, наверное, одна из наиболее популярных тем в медиа. Медицинские работники, ученые, представители государства и бизнеса сходятся во мнении, что технологии способны качественно изменить ситуацию в здравоохранении. По прогнозу Deloitte, объем рынка медицинских технологий будет расти в среднем на 15,9% в год и к 2021 году достигнет $280 млрд. Ключевые области в долгосрочной перспективе — анализ больших данных, искусственный интеллект, интернет вещей и мобильные приложения. Согласно данным Statista, по результатам первого полугодия 2019 года наиболее финансируемыми направлениями медтехнологий в мире стали: аналитика данных ($1,1 млрд), телемедицина ($896 млн), приложения ($627 млн). Эти же сегменты актуальны и для страховщиков.

Аналитика данных

Так, например, такие инструменты аналитики данных, как скоринговые модели (аналитический инструмент для оценки возможной будущей убыточности владельца страхового полиса на основании данных из его кредитной истории), адаптируемые страховщиками, сделали возможной разработку стандартизированных продуктов для физлиц. Цифровые платформы позволяют анализировать портфель застрахованных по различным параметрам:

  • частота и причины страховых случаев,
  • объемы выплат,
  • пиковые периоды нагрузок,
  • особенности обращений и урегулирования по регионам.

Полученная информация ложится в основу разработки наполнения программ и закладывается в тариф. Многолетний анализ портфеля корпоративных клиентов, например, позволил выделить наиболее распространенные поводы для обращения к медспециалистам:

  • простудные заболевания,
  • сердечно-сосудистые заболевания,
  • хронические заболевания спины (остеохондроз и пр.).

Значимость аналитики будет увеличиваться — если сейчас организации оперируют собственной накопленной информацией и данными из открытых источников (к примеру, открытый профиль в социальной сети), то в дальнейшем не исключено получение массивов обезличенной информации о пациентах медучреждений. По этому пути идут многие представители глобальных рынков — в Китае, например, согласно прогнозу консалтинговой компании IDC, более половины организаций здравоохранения будут собирать и покупать клинические данные о пациентах уже к концу 2019 года.

Приложения

Кроме того, перспективным остается направление сбора информации непосредственно от пациентов. Около 20% россиян используют различные мониторинговые медицинские устройства и мобильные приложения — они помогают им следить за весом, измерять давление и температуру, интенсивность физических нагрузок, а также следить за приемом лекарств. При этом больше половины опрошенных никогда не передавали данные с устройств медработникам. Причины — неуверенность в сохранении конфиденциальности данных и отсутствие рекомендаций со стороны врачей.

Российские страховщики с интересом относились к возможности получения данных мониторинговых устройств, таких как фитнес-браслеты. Однако опыт применения показал их невысокую точность, что ставит под вопрос перспективы практической эксплуатации. Но технологии не стоят на месте — каждая новая итерация устройств предлагает более высокий уровень точности, и в будущем опыт их использования будет улучшаться.

А в преодолении барьера недоверия к практике передачи медицинских данных страховщикам поможет реализация государственных инициатив. Так, Минздрав планирует в рамках проекта «Здравоохранение» обеспечить 2,5 млн человек с повышенным артериальным давлением тонометрами с возможностью автоматизированной передачи результатов измерений. Помимо явных преимуществ в виде снижения числа госпитализаций и новых возможностей для корректировки терапии, такие проекты позволят сформировать новую культуру ухода за здоровьем.

Добавлю также, что ситуацию с получением обезличенных данных можно улучшить благодаря более тесному взаимодействию с цифровыми сервисами для поиска и записи к врачам — к их услугам ежегодно обращаются сотни тысяч россиян. Страховщики могут использовать информацию по предпочтениям пациентов в части объема и характера медицинских услуг.

Телемедицина

Наиболее популярной темой в сегменте цифровизации здравоохранения в России остается телемедицина, законодательный статус которой был закреплен в 2018 году. За прошедшее время сегмент нередко критиковали, ряд экспертов высказывались о неэффективности и наличии серьезных барьеров для развития — проблемы в регуляторной среде, сомнения и недоверие граждан, нежелание врачей участвовать в проектах и отсутствие методических указаний по работе. И в целом ничего удивительного в этом нет, ведь крайне сложно внедрять новую практику в масштабах государства и ожидать высоких результатов на первых этапах.

В страховом сообществе ситуацию с телемедициной оценивают более оптимистично — программы страхования с данным функционалом пользуются популярностью. И большинство из указанных экспертным сообществом проблем решены в системах страховщиков. Так, опыт работы по ДМС позволяет компаниям сформировать пул специалистов с высоким уровнем компетенций и выстраивать с ними работу по привлечению в системы телемедицины. А наличие развитых цифровых платформ решает проблему с техническим обеспечением — у компаний уже есть решения, позволяющие управлять загрузкой врачей и обеспечивать бесперебойную коммуникацию.

Также телемедицина решает основополагающие проблемы в получении медицинских услуг гражданами. К примеру, она способствует исправлению ситуации с недоверием к лечащим врачам путем предложения услуги «второго мнения», когда лечащий врач получает консультацию у своего коллеги или коллег по тому или иному случаю, с которым ранее не сталкивался. Кроме того, телемедицина способствует отказу пациентов от практики самолечения, которая в течение многих лет является бичом системы здравоохранения. Еще одна важная проблема, решаемая с помощью телемедицинских продуктов, — получение консультации узкоспециализированных врачей жителями удаленных районов.