Как поменялось отношение иностранных ИТ-компаний к России

Apple остается лидером локального рынка, но ее стремительно догоняет Huawei
Ретейл Бытовая техника и электроника Маркетинг Статьи РБК
Крупнейшими среди российских «дочек» иностранных ИТ-компаний по размеру выручки оказались структуры Apple, Huawei и LG. Хотя выручка зарубежных игроков продолжает расти, российский рынок остается неприоритетным для них, исключение — Huawei
Фото: Aly Song / Reuters
Фото: Aly Song / Reuters

В 2018 году совокупная выручка 50 крупнейших российских офисов иностранных ИТ-компаний достигла 965 млрд руб., что более чем на 27% выше показателя 2017 года (более точной оценки нет, поскольку часть компаний не раскрывала данные два года назад). Об этом говорится в исследовании аналитического центра TAdviser (есть у РБК).

Apple сохранила позицию лидера: выручка ее «дочки» «Эппл Рус» выросла на 29% и превысила 197 млрд руб. Состав топ-10 игроков остался прежним, но несколько компаний поменялись позициями.

Как менялись показатели структур иностранных ИТ-компаний в России и почему наш рынок перестал быть им интересным — в материале РБК.

Как считали

TAdviser проанализировала содержащиеся в базе «Контур.Фокус». бухгалтерские отчетности за 2018 год локальных юридических лиц более 100 зарубежных компаний и составила рейтинг крупнейших.

Huawei растет быстрее всех

«Дочка» китайской Huawei «Техкомпания Хуавэй» поднялась с третьего на второе место рейтинга. Выручка этой компании в 2018 году достигла 132,3 млрд руб., что на 114% выше, чем в 2017-м. Это лучший показатель роста среди компаний, попавших в рейтинг. В свою очередь, «дочка» LG «ЛГ Электроникс Рус» спустилась со второго на третье место с выручкой 81,8 млрд руб. (на 7% больше, чем в 2017-м).

Если «дочки» Huawei и Apple в 2019 году продолжат расти теми же темпами, что и в прошлом, структура китайской компании выйдет на первое место по размеру выручки среди зарубежных компаний.

«Техкомпания Хуавэй» была зарегистрирована в 2000 году, из доступных в СПАРК данных следует, что размер выручки за 2018 год был рекордным для компании. Как ранее рассказывал источник РБК, близкий к компании, росту этого показателя способствовало увеличение продаж мобильных устройств китайского бренда.

Согласно отчету IDC, в 2018 году объем российского рынка смартфонов достиг рекордного значения — $7,56 млрд (474 млрд руб. по среднему курсу за прошлый год), было продано более 30 млн устройств. В прошлом году доля Huawei в количестве проданных устройств увеличилась с 11 до 20%, за счет чего китайский производитель обогнал американскую Apple и занял второе место.

Samsung уступает другим участникам рынка

Представитель «М.Видео-Эльдорадо» говорит, что общий объем рынка бытовой техники и электроники в России в прошлом году составил 1,5 трлн руб., из которых на мобильную технику (телефоны, смартфоны, планшеты и аксессуары к ним) пришлось порядка 35%. В топ-5 крупнейших брендов на этом рынке, по его словам, входят Samsung, Apple, LG, Huawei/Honor и Sony.

Тем не менее по объему выручки «дочка» Samsung занимает 4-е место в России, уступая сразу трем компаниям, которые также продают смартфоны. Вице-президент по закупкам и развитию бизнеса компании «Связной» Михаил Комков отметил, что нет информации, какие именно товары входят в выручку каждого юридического лица, согласно данным РСБУ, поэтому сложно дать оценку, почему российская «дочка» лидера рынка по объему выручки уступила сразу нескольким конкурентам. Например, как ранее рассказывал РБК представитель «МегаФона», закупки оборудования могут проводиться не только через российское юрлицо, но и непосредственно через головную компанию — глобальный офис.

Однако, по словам источника на рынке смартфонов, в 2018 году Samsung была лидером всего рынка бытовой техники и электроники в денежном выражении, а Apple была на втором месте. «Apple продает не только устройства, но также подписку на музыку, получает комиссию при продаже приложений в App Store и т.д., поэтому выручка компании могла оказаться выше», — указал собеседник РБК.

Еще один участник рынка смартфонов отметил, что у Samsung в линейке есть устройства стоимостью от 10 тыс. до 100 тыс. руб. и покупатели предпочитают более дешевые. «Samsung пытается заполонить рынок своими телефонами, чтобы конкурировать с Huawei, которая изначально предлагала покупателям большую линейку смартфонов по более низкой цене, чем у Samsung», — говорит собеседник РБК.

Представитель Samsung уже после выхода публикации указал, что при составлении рейтинга не учитывались показатели еще двух юридических лиц компании в России — ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» и ООО «Исследовательский центр Самсунг».

Россия — не приоритетный рынок

Главный редактор TAdviser Александр Левашов отмечает, что, несмотря на политику импортозамещения, в целом выручка иностранцев в России увеличивается. «Наиболее высокий доход в России, как и прежде, получают игроки в сегменте b2c, хотя и b2b-компании также чувствуют себя неплохо. В тех сегментах, где ожидалось импортозамещение, а это прежде всего рынок госорганов и госкомпаний, оно происходит неспешно. Крупнейшие бюджеты, как и прежде, направляются на закупку и поддержку иностранных ИТ-решений, тогда как отечественным производителям остается довольствоваться небольшими деньгами, выделяемыми на пилотные проекты», — говорит Левашов.

«Несмотря на положительную динамику большинства игроков, отношение иностранных компаний к рынку России изменилось с «быстро растущего рынка с большими перспективами» на «медленно растущий рынок с большими проблемами», — говорится в исследовании. — Негативное влияние выражается в ограничении инвестиций в развитие рынка, в более строгой процедуре авторизации проектов и конечных заказчиков, в ограничении финансирования в виде отсрочек платежа для ключевых заказчиков». Как пояснил Левашов, такой вывод был сделан по результатам опроса участников рынка, который проводился параллельно с подготовкой рейтинга.

Президент Национальной компьютерной корпорации Александр Калинин согласен с тезисом, что российский рынок перестал быть приоритетным для зарубежных вендоров. Однако, по его мнению, это произошло не в прошлом году, а с 2014-го или даже с 2012 года, когда начался экономический кризис. «На интерес повлияла в первую очередь девальвация рубля. Сейчас рынок растет, но очень медленно, темпов, которые были в 2000-х годах, нет. В итоге зарубежные вендоры меньше инвестируют в развитие, сокращают персонал в центрах разработки», — отметил Калинин. В первую очередь это касается американских производителей. По сути, единственный, кто продолжает активно инвестировать в российский рынок, — это китайская Huawei, добавил он.